Почему глаз человека различает больше оттенков зеленого, чем других цветов

13.11.2019

Глаза человека — это не только его душа, но и целый мир загадок. Почему говорят, что раньше люди не видели синий, хотя египтяне вовсю расцвечивали им свои гробницы и украшения? Как некоторым людям удается видеть ультрафиолетовое излучение, а другим — различать сразу 100 млн оттенков? Существует ли на самом деле творческое видение? Так много вопросов, на которые у современных ученых наверняка должны быть ответы.

Мы в AdMe.ru решили выяснить, как различается видение разных людей в зависимости от образа мыслей, культуры, времени и других обстоятельств. Аккуратнее, после этой статьи вы можете увидеть мир в новом свете.

Почему древние люди не отличали цвет фуксии от белого, а фиолетовый путали с синим?

© depositphotos   © depositphotos  

10 тыс. лет назад люди видели цвета так же, как и мы, но использовали обобщенные названия. Светлые оттенки приравнивались к белому цвету, темные — к черному. Цвет фуксии был ярким и светлым, поэтому стоял в одном ряду с белым или желтым.

Фиолетовый и синий были похожими и стояли в одном ряду, приравниваясь к темному или черному.

Позже оттенки начали распределять между красным, желтым, зеленым и сине-зеленым цветами (фиолетовый вместе с синим попадали в разряд сине-зеленого цвета).

В речи люди описывали оттенки цвета через контекст — так, как сегодня мы объясняем вкус. Слов «сладкий», «соленый», «кислый», «острый» или «горький» часто оказывается недостаточно, чтобы точно передать смысл, и мы используем уточнение: сравните, например, фразы «как кислый лимон» и «как кислый кофе».

Древние египтяне видели синий цвет, а греки — нет?

© Scan by Pataki Márta / Public Domain / Wikipedia  

Египтолог Ричард Х. Уилкинсон (Richard H. Wilkinson) заметил, что для каждого цвета существовало конкретное значение.

  • Например, художники всегда изображали мужчин с красно-коричневой кожей, женщин — со светло-коричневой, а богов — с золотой, потому что верили, что кожа богов и фараонов действительно из золота.
  • Исключением был Осирис, который получил черную или зеленую кожу — символ новой жизни и воскрешения.
  • Это подчеркивало его историю: он был убит богом Сетом и воскрешен богиней Исидой, чтобы затем править загробным миром.
  • © United States public domain / Wikimedia   © Pixabay  

Синий и голубой цвета были самыми популярными у египтян, они символизировали истину, правду, рождение и жизнь. Небеса и воды плодородного Нила были синими, амулеты плодородия и татуировки для женщин в виде божка Беса чаще были также синего цвета. Но значение каждого цвета было неразрывно привязано и к контексту изображения.

Это заметнее в языке древних греков: описывая объекты, они группировали их по качествам. Например, небо называли бронзовым, потому что оно ослепительно, как лезвие меча. Море — пурпурно-красным, как и вино, потому что они оба символизируют свежесть, жизнь. Но правда ли, что греки не различали синий цвет?

Загадка: как в оригинале выглядела эта древнегреческая статуя?

© Claudya Martinez / byclaudya.com  

Правильный ответ: вариант А.

Ученые Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и Ульрике Кох-Бринкманн (Ulrike Koch-Brinkmann) доказали, что античные статуи и общественные здания выполнены в цвете.

Пигменты в красках были минеральными, но сам носитель — органическим, поэтому со временем бактерии разрушали его, и краски осыпались. Оказалось, что наши представления о минимализме цвета в античные времена далеки от реальности.

И, конечно, греки прекрасно различали оттенки синего, выделяя его в отдельную категорию цвета.

© Claudya Martinez / byclaudya.com  

На основе исследований в 2007 году американские и немецкие ученые разработали выставку, где представлены античные статуи и здания в оригинальной расцветке. Сложно поверить, что сотни лет назад древнегреческие мастера использовали такое разнообразие цветов, украшения в виде бронзовых вставок и выпуклые зрачки глаз из черного камня.

© MatthiasKabel / Public Domain / Wikipedia  

Еще Аристотель, древнегреческий философ и воспитатель Александра Македонского, в своих трудах рассказывал о 7 основных цветах: черном, белом, красном, желтом, зеленом, синем и фиолетовом. Он связывал их с 7 нотами, небесными телами и днями недели.

Сегодня мы называем 11–12 основных категорий цвета в языке, и это косвенно указывает на степень развития общества. Есть и те, кто легко определяет малейшую разницу в оттенках цветов и использует в 10 раз больше определений.

Например, «шартрез», «лайм» и «трилистник» — это названия цветов зеленого оттенка, которые для большинства выглядят как зеленый или светло-зеленый цвет. Проверить, насколько чувствительны глаза к цвету, можно с помощью этого теста.

Ни один человек не различает синие цвета до года

В рамках исследований выяснилось, что дети в возрасте от 4 до 8 месяцев быстрее распознавали зеленый круг на синем фоне, чем голубой круг на синем фоне. Эти выводы поставили ученых перед новой загадкой: способность распознавать цвета является врожденной или приобретенной?

Некоторые люди видят в 100 раз больше цветов, чем остальные. Посчитайте, сколько полосок видите вы:

Менее 20 полосок: возможно, у вас 2 типа светочувствительных колбочек. Как и у 1/4 населения мира. Вы различаете чуть меньше цветов, чем большинство. Видеть полный спектр помогут специальные очки или приложения, разработанные для всех видов дальтонизма.

От 20 до 36 полосок: у вас, скорее всего, 3 типа светочувствительных колбочек. Вы, как и большинство людей, различаете большое число цветовых оттенков.

Более 37 полосок: похоже, вы относитесь к числу тетрахроматов. У них сразу 4 типа светочувствительных колбочек. Такие люди распознают примерно 100 млн цветов, как пчелы, некоторые птицы и художница Кончетта Антико, которая создает такие картины:

© concettaantico / instagram   © concettaantico / instagram  

Наличие сразу 4 типов колбочек является редкой мутацией и встречается среди женщин, у которых в роду есть мужчины с дальтонизмом. Но даже люди с одинаковыми глазами — близнецы — воспринимают цвет по-разному. Сам мозг определяет цвет в зависимости от настроения, эмоций и воспоминаний.

Как описать цвет, если в языке нет его названия?

Некоторые люди заметили, что часто мы применяем по отношению к одному и тому же цвету разные названия из-за трудностей восприятия. Вспомните загадку с платьем: одни считали его бело-золотым, другие — черно-синим.

В языке йеле, используемом на острове в Папуа — Новой Гвинее, существует другой подход к определению цвета. Вместо отдельного названия используют название предмета, который при любых обстоятельствах выглядит неизменно. Например, слово «ночь» означает черный цвет, «какаду» — белый, «сок» — темно-красный, «незрелый» — зеленый, «вода у рифа» — голубой.

Но даже такой подход не защитит вас от иллюзий, которые намеренно создает ваш собственный мозг. Посмотрите на картинку и скажите, какого цвета круги за полосками:

Источник:

Эта женщина видит в сто раз больше цветов, чем обычный человек

Уникальная генетическая мутация и удивительные хитросплетения мозга делают Кончетту Антико не похожей ни на одного другого художника на Земле. Когда Кончетта Антико видит лист, она видит не только зеленый. «По краю я вижу оранжевый, красный или фиолетовый в тени; вы видите темно-зеленый, но я увижу фиолетовый, бирюзовый, синий, — говорит она. — Такая мозаика цвета».

Антико так воспринимает цвета не только потому что она художник, работающий в стиле импрессионизма. Она также тетрахромат, что означает, что у нее больше рецепторов в глазах, поглощающих цвета.

Разница лежит в колбочках Антико, структурах глаза, которые поглощают определенные длины волн света и передают их в мозг. У обычного человека три типа колбочек, которые позволяют ему различать примерно миллион цветов.

Но у Антико четыре типа, и ее глаза могут видеть нюансы цвета — примерно 100 миллионов их — что недоступно обычному человеку. «Меня шокирует, как мало цветов различают люди», — говорит художник.

Так и случилось с Антико; ученые подтвердили, что она тетрахромат, в 2012 году. Полагают, что один процент населения планеты — тетрахроматы, но эмпирически это проверить нелегко.

«Разница между [цветовым разрешением, воспринимаемым] тетрахроматом и кем-то с нормальным зрением не настолько велика, как разница между людьми с цветовой слепотой и с обычным зрением», — говорит Кимберли Джеймисон, когнитивный ученый Института математических поведенческих наук при Калифорнийском университете в Ирвине.

Вместе с коллегой Алиссой Винклер из Университета Невады в Рено она изучала Антико на протяжении года, чтобы лучше понять тетрахроматизм.

Разницу в восприятии цветов тяжело обнаружить, отчасти потому что она небольшая, говорит Джеймисон, и отчасти потому что существующие тесты рассчитаны по большей части на три пигмента: красный, зеленый и синий.

На основании генов Антико Джеймисон определила, что четвертая палочка Антико поглощает длины волн, отвечающих за «красновато-оранжево-желтый, но как это выглядит для Кончетты, непонятно». Поскольку тесты не откалиброваны для такой длины волны, эмпирическая демонстрация тетрахроматизма довольно трудная задача.

Антико лично заинтересована в продолжении исследований тетрахроматии. Пять лет назад, когда дочери Антико исполнилось семь лет, семья обнаружила у нее дальтонизм. Антико считает, что дальтонизм у ее дочери связан с ее собственной мутацией.

Чем больше она поможет ученым в изучении тетрахроматии, считает она, тем больше возможностей будет у них помочь людям вроде ее дочери.

«Если мы поймем генетический потенциал тетрахроматии и разницу в восприятии, мы узнаем довольно много о визуальной обработке цветов, чего мы пока не знаем», — соглашается Джеймисон.

Кроме того, Антико, возможно, нашла другой способ помочь людям с ограниченным цветовым зрением. Она является профессиональным художником, который преподает живопись больше 20 лет, и у нее есть ряд студентов с дальтонизмом.

«Наблюдая за их работой, я отметила, что у них есть хорошее восприятие цвета, в отличие от других индивидов, которые обладают типичным восприятием цветов, — говорит Джеймисон. — Вполне возможно, что настраиваясь на восприятие разницы между цветами с раннего детства, Антико приобрела некоторое понимание того, как помочь им расширить возможности».

Эту гипотезу тоже предстоит проверить эмпирическим путем, разумеется, но Джеймисон заинтригована перспективой улучшения восприятие цветов людей с помощью тренировки, которую позволяет осуществить нейропластичность.

Источник:

Как мы воспринимаем цвета: интересные факты и тест!

Описание фотографии

Глаз человека способен воспринять семь основных цветов: синий, оранжевый, красный, желтый, зелёный, голубой, фиолетовый. При этом он воспринимает до ста тысяч оттенков данных цветов, из которых оттенков серого – 500. Следует помнить про факт из области физики – «чистыми» цветами являются три: зеленый, красный, синий. Остальные четыре цвета являются сочетанием первых трех.

  1. 2 % женщин подвержены редкой генетической мутации, при которой у них существует дополнительная колбочка сетчатки, что позволяет воспринимать до 100 миллионов цветов.
  2. Боязнь цветов, или хроматофобия, проявляется у людей излишней бурной реакцией на некоторые цвета, расстройством, а иногда и вовсе полным исключением какого-либо цвета из жизни.
  3. Тошнота, одышка, головокружение, чувство паники и беспокойства, повышение давления и частоты сердечного пульса, озноб – вот лишь несколько симптомов хроматофобии.
  4. Но, к счастью, она, как и другие фобии современного мира, лечится.

Не все пираты, использовавшие повязку на глаза, были инвалидами. Повязку они надевали  незадолго до атаки для быстрой адаптации зрения к бою на палубе и под ней. Один глаз  привыкал к яркому свету, другой к тусклому освещению. Повязка менялась по мере необходимости и условий боя.

При потирании глаз человек видит вспышки света под веками. Явление называется фосфен.

Знаете ли вы, что красный цвет воспринимается женщинами и мужчинами совершенно по-разному? Женская половина человечества может отличить бордовый от ярко-красного или лиловый от малинового и множество других оттенков, в то время как мужчины видят просто красный цвет. А все это зависит от ДНК человека.

Дело в том, что особый ген, отвечающий за интерпретацию красного цвета, находится в X хромосоме, а, как известно, у женщин, в отличие от мужчин, две Х хромосомы.

Эта особенность женского ДНК позволяет получить полное представление о красном цвете и объясняет особенную способность женского мозга уловить его различные оттенки.

Самым популярным цветом в мире является синий. Около 40% людей называют своим любимым цветом именно синий. На втором месте находится фиолетовый цвет, который набрал 14%.

Тест: Как вы воспринимаете цвета?

Немало людей считают, что особой разницы между оттенком лимона, сиянием желтого лазера и цветом канарейки нет. Для них это просто «желтый».

В действительности все сводится к тому, сколько колбочек – фоточувствительных рецепторов — есть в ваших глазах. Профессор Диана Дервал, специалист по нейромаркетингу, опубликовала интересный тест, который определяет, сколько таких колбочек у вас есть. Этот тест на самом деле невероятно увлекателен, ведь так любопытно узнать, как видите мир вы и окружающие вас люди.

Чтобы пройти тест, посчитайте, сколько цветов вы видите в этом спектре:

Описание фотографии

Сколько вы увидели? Давайте посмотрим результаты.

Менее 20 цветов: Вы – дихромат. То есть у вас только две цветочувствительные колбочки в глазу. 25% людей попадают в эту категорию. «Но не стоит переживать. Вы находитесь в хорошей компании – собаки тоже дихроматы!» – шутит Диана Дервал. Она также отмечает, что люди этого типа имеют тенденцию носить черную, бежевую и синюю одежду.

От 20 до 32 цветов: Вы – трихромат. У вас есть три вида колбочек в глазу. Вы можете различать многие оттенки в фиолетовой, синей, зеленой и красной областях спектра. В эту категорию попадает около 50% населения.

От 32 до 39 цветов: Поздравляем! Вы, как и шмель, являетесь тетрахроматом. Профессор Дервал говорит, что у таких людей работает четыре вида колбочек. Их гамма еще более богатая. Но их раздражает желтый и, скорее всего, они не будут носить одежду этого цвета. Около 25% людей – тетрахроматы.

Более 39 цветов: Тогда пересчитайте снова! Диана Дервал объясняет, что на этом спектре всего 39 различных цветов и, вероятно, только 35 видно хорошо, с учетом того, что вы смотрите на экран компьютера, а не на бумажный оригинал.

  • Посты по теме:
  • Жизнь в цвете: черный и белый 
  • Жизнь в цвете: синий и красный
  • Жизнь в цвете: жёлтый и зелёный
  • Ауросома: терапия радугой

Источник:

Почему глаз человека видит больше оттенков зеленого чем других цветов?

Почему человеческий глаз различает больше оттенков зеленого фарго. Почему человеческий глаз различает больше оттенков зеленого

5

Если вы хотите узнать цвет глаз по шкале Мартина-Шульца, то вам стоит обратиться в институт антропологии. Там существует специальная программа, которая считывает все оттенки радужки в очень большом разрешении, порядка 100 dpi, и классифицирует цвет глаз с математической точностью.

6

Ещё один способ узнать, какой у вас цвет глаз или предположить с высокой долей вероятности, каким он будет у вашего ребенка , это построить алгоритм, на основании цвета глаз родителей. Современные генетики доказали, что пигментация контролируется шестью разными генами, которые взаимодействую между собой по со-доминантной, доминантно-рецессивной и доминантно –негативной схеме.

Светло-голубые глаза имеют ноль доминантных аллелей.Голубые – одну доминантную аллель.Синие – две доминантные аллели.Тёмно- зеленые – три доминантных аллели.Светло-коричневые – четыре доминантные аллели.Коричневые – пять доминантных аллелей.Карие – шесть доминантных аллелей.Так, если глаза у обоих ваших родителей светло-голубые, вы никак не можете быть обладателем карих глаз.

Поскольку рассчитать всё это достаточно сложно, легче обратиться к онлайн калькуляторам, которых существует великое множество.

Обратите внимание

Цвет глаз меняется с возрастом из-за выработки меланина. Поэтому нормально, если цвет глаз меняется у ребенка, но если у взрослого человека глаза резко меняют цвет это повод обратиться к врачу. Такие изменения могут быть симптомом некоторых глазных заболеваний — иридоциклита, синдрома Хорнера или пигментной глаукомы.

Янтарный цвет глаз. Топ 5 самых редких цветов глаз

Вы когда-нибудь видели человека с янтарным цветом глаз? А человека с зелёными или красными глазами? Нет?! Тогда, Вы немножко удивитесь, если узнаете, что всё, не какой-то там приведённый столетиями миф, а вполне реально. Хоть людей с такими редкими окрасками глаз и не так много, но они всё же существуют .

Люди с редким цветом глаз существуют, и они живут среди нас

Однако в этом нет ничего научно-фантастического или экстраординарного. Всё вполне закономерно, так как он зависит, в основном, от пигментации радужной оболочки глаза .

Что такое радужная оболочка глаза: световая, психоэмоциональная и наследственная составные

Радужная оболочка глаза – это практически непроницаемая тонкая и подвижная диафрагма глаза со зрачком в центре, расположенная за роговицей (между задней и передней камерами глаза), перед хрусталиком. Колер радужной оболочки зависит, в основном, от количества красящего пигмента, называемого меланином (отвечает за цвет, влияет на оттенок кожи и волос), а также от толщины самой оболочки глаза.

Существует прямая зависимость расцветки глаз от реакции зрачка на свет, то есть зрачок, реагируя на свет,.

При суженном зрачке пигменты радужной оболочки концентрируются и глаза начинают темнеть, а при расширенном – наоборот пигменты радужки рассредоточиваются и глаза начинают светлеть.

Кроме того, эмоции, которые переживает человек, также влияют на размер зрачка, и, в зависимости от психоэмоционального состояния, его цвет глаз может быть разным.

Тип глаз. У разных людей это комбинации из сочетаний четырех основных факторов:

  1. кровеносные сосуды радужной оболочки имеют синеватый оттенок: синий, голубой, серый;
  2. содержание красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке: коричневый, чёрный;
  3. содержание отдельных веществ в радужной оболочке (зачастую связанные с болезнями печени): жёлтый;
  4. радужная оболочка кровавого оттенка (только в случае альбинизма): красный.

Если соотнести эти факторы между собой, то в результате получится определённая окраска. Например, болотный – это смесь коричневого и синего, зелёный – жёлтого и синего, и так далее.

Топ 5

Как Вы думаете, какой цвет глаз? Честно говоря, это сложно, или, скорее всего, невозможно определить, поскольку существует столько разнообразных оттенков цветов глаз, но некоторые из которых являются очень редкими и встречаются совсем редко.

Фиолетовый цвет глаз является самым редким. На фото фиолетовые глаза в реальности

Ниже список из 5 разновидностей цветов глаз (от самого редкого до более-менее естественного), которые встречаются реже, что делает их, в свою очередь, более уникальными на фоне остальных.

1. Фиолетовый цвет глаз: мистификация или реальность!

Оказывается, что фиолетовый цвет глаз –. Бытует мнение, что невозможно иметь фиолетовые глаза от природы. Это не совсем правда. Фиолетовые глаза происходят от смешивания красного и синего оттенков.

С точки зрения генетики, фиолетовые глаза есть подобием голубых глаз, а именно – отражением, пигментом или вариантом синего цвета. Однако есть научные факты, которые доказывают, что люди, проживающие на территории отдаленных и высотных областей Северного Кашмира, имеют фиолетовый цвет глаз. Всё же, этот уникальный цвет глаз встречается очень редко.

Разновидности фиолетового цвета глаз: ультрамариновый (ярко синий), аметистовый и гиацинтовый (сине-лиловый).

Цвет глаз статистика. Какой самый редкий цвет глаз на планете? Факты и вымыслы

Первое, что привлекает в человеке и настраивает на общение, – это глаза. Цвет глаз считается подарком природы, судьбы и родителей. Он делает человека отличным от других, непохожим, а иногда уникальным. Чтобы узнать, какой самый редкий цвет глаз и почему некоторые счастливчики могут им похвастаться, нужно обратиться к сведениям из биологии и медицины.

Основные цвета – серый, карий, голубой и зелёный. Их оттенки образуются в результате меньшего или большего количества природного пигмента — меланина — в глазной радужке, смешения цветов и сетки кровеносных сосудов. Итогом этих превращений могут быть глаза разного и даже самого неожиданного цвета. 

Топ — 5 самых редких и необычных цвет глаз

Редкая, необычная разновидность цвета глаз притягивает внимание к человеку и делает его внешность запоминающейся.

Какие же оттенки самые редкие на планете? 

1. Фиолетовый цвет: грани фантастики. Долгое время считалось, что фиолетового оттенка глаз можно достичь только с помощью линз. Однако ученые выяснили, что люди, которых сама природа наградила таким колором, существуют. Они живут в Северном Кашмире, на полуострове Индостан.

Встречаются разновидности фиолетового: ярко-синий, сине-лиловый и аметистовый. Однако документальных свидетельств носителей гена фиолетовых глаз пока нет. Матери новорожденных детей часто отмечают у своих чад глаза оттенка фиалки или сирени.

Однако с возрастом этот цвет уступает другому, более естественному серому или голубому. 

2. Глаза цвета крови. Из-за полного отсутствия меланина в радужке глаза просвечивают кровеносные сосуды, и глаза кажутся красными. Это достаточно редкий цвет даже для альбиносов, которых считают носителями гена. Чаще всего они смотрят на мир голубыми или карими глазами. 

3. Зелёный цвет: глаза рыжих и конопатых. Обладатели глаз оттенков зеленого цвета – восточные и западные славяне. Это жители Германии, Исландии, а также турки.

Чистый зелёный оттенок глаз свойственен не более чем 2% населения планеты. В основном, носители гена зелёных глаз – женщины.

Считается, что такая редкость обусловлена временами инквизиции – тогда рыжих зеленоглазых женщин считали ведьмами и предавали огню за связь с нечистой силой.

Зеленые глаза все оттенки. Макияж для зеленых глаз

  • Такие зеленые, такие разные
  • Оттенки зеленых глаз отличаются завидным многообразием: они могут быть светло-прозрачными, темно-нефритовыми, ярко-травяными, незабываемого цвета морской волны… Визажисты выделяют четыре уровня «зелености» глаз.
  • 1 уровень Нефритово-зеленые глаза

Они напоминают таинственную зелень леса. Это очень интенсивный, густой цвет, самый темный в зеленой палитре.

Им идут практически любые тени и подводка, но особенно выигрышно смотрятся темные цвета, особенно темно-коричневый и даже графитовый (для вечернего макияжа).

2 уровень Морской зеленый (в том числе с бирюзовым отблеском)

Нежный тонкий оттенок зеленого, который, в зависимости от окружения и одежды, может выглядеть почти голубым. Его обладательнице подходят любые светлые и средне-светлые тени, кроме того, только с такими зелеными глазами можно носить голубые тени или подводку.

3 уровень Светло- или среднезеленый

Кошачий глаз с золотистыми или палевыми проблесками. Это «настоящий», «классический» зеленый. Тем, у кого такие глаза, следует быть осторожнее с темными тенями и применять их очень ограниченно только у внешнего уголка глаза. Выбирая тени, ориентируйтесь на оттенок радужной оболочки – макияж не должен быть насыщеннее, чем она сама.

4 уровень Мягко-зеленый (с сероватым отблеском)

Мистический цвет! Это самый светлый оттенок зеленых глаз, и его обладательницы нередко испытывают проблемы с выбором теней для век. Правда в том, что им стоит бесповоротно отказаться от темных оттенков и выбирать самые легкие, пастельные цвета – любые другие будут выглядеть грубо и «забивать» естественную прелесть таких глаз.

Фарго: очарование зла

А я вчера досмотрела первый сезон знаменитого сериала «Фарго», — почти не интересуясь зарубежной кинопродукцией, до этого времени о нем ничего не знала, но доверилась вкусам Джорджа Мартина, чьи романы легли в основу «Игры Престолов» (а уж об «Игре Престолов» не слышал только ленивый:)) В одном из своих интервью Мартин «Фарго» очень хвалил, а теперь и я последую его примеру: сериал — по крайней мере, отсмотренный мною сезон — и впрямь замечательный, и, что немаловажно для многих нетерпимых к пропаганде ЛГБТ, в нем ни разу не поднимается эта деликатная тема, посему можете не переживать — пикантных сцен однополой любви вы там не встретите.

Зато в «Фарго» на редкость удачно показана не банальность зла, а его — зла — притягательность, перед которой не всякий может устоять.

Большинство из нас…впрочем, буду говорить лишь за себя саму — лично я в ситуации, подобной той, куда попал невезучий Лестер Найгард, не сомневалась бы ни на секунду и устремилась вслед за искусителем, теряя сапоги в сугробах, как писал знаток моральных дилемм Курт Воннегут, и согреваясь в условиях нежарких миннесотских зим своим тайно добродетельным нутром…У зла нет одного конкретного имени; умело используя ложь — свое главное оружие — оно постоянно скрывается за изобилием личин и названий. Нечто аналогичное мы видели и в «Терроре», где мистер Хикки взял имя убитого матроса, чтобы прикинуться им и попасть на корабль; приходится прятаться за выдуманными именами, поскольку на произнесение имени подлинного, отражающего сущность вещи, наложен запрет. В монотеистических религиях мы сталкиваемся с недопустимостью упоминать имена других («чужих») богов, а в сериале апелляция к подлинному имени и к событиям прошлого способна дезавуировать персонажа, заставляя его пойти на крайние меры (что хорошо иллюстрирует сцена в лифте, когда Лорн Малво задает узнавшему его Лестеру коварный вопрос — «Ты действительно этого хочешь?»). Думается, что и Лорн Малво — не есть настоящее имя этого охотника за головами и душами, а правда звучит из уст еврея из Дулута («А вот и правда полезла»), сумевшего отличить свет от тьмы без особых трудностей, как и подобает представителю народа священников.

Еврейская тема, обозначенная несколькими яркими штрихами, органично вплетена в картину, — так, Малво совершенно не сдерживается, позволяя себе антисемитские сентенции  — в отличие от него, я едва ли стану их цитировать, как из соображений корректности, так и во избежание излишнего внимания со стороны органов правопорядка.

Но антагонист в «Фарго» демонстрирует удивительную честность, давая характеристику римлянам — народу, подчиненному, согласно представлениям иудейской традиции, злому началу.

Должно быть, сам духовный покровитель Рима и тех обществ, которые выращены на соответствующей культуре, не сумел бы представить описания более точного и исчерпывающего, — настолько хорошо этот герой знал свойства тех, от кого он происходил и на чьей стороне выступал.

«В царстве животных нет святых», — утверждает Малво, и, если под «святостью» подразумевать, как это принято в еврейской среде, отделенность, выделенность (святое — нечто, что выходит из ряда вон), то становится понятно: у волков, движимых лишь инстинктами, убивающих и пожирающих жертву, не нуждающихся даже в основных заповедях (фундаментальная из которых — категорический запрет на пролитие крови), святого и впрямь нет, есть только завтрак и ужин, а следовательно, никакие нравственные императивы не работают, покуда «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Здесь кроется и ответ на поставленный перед офицером Гримли вопрос — «Почему глаз человека видит больше оттенков зеленого, чем любого другого цвета?», и разгадка проста: наша животная природа никуда не исчезла, и со времен изгнания из Эдема (ок — с момента появления homo sapiens) мы как существа биосоциальные обречены на преодоление своих инстинктивных влечений. Именно волк появляется в окне, когда Малво умирает — умирает на своих условиях, иначе и быть не могло.

Отдельно хочется рассмотреть линию взаимодействия «Лестер-Малво».

Неким ключом к пониманию их отношений служит плакат — «Что, если прав ты, а не они?» Несколько в других, хотя и схожих, терминах его трактует Каббала: сама постановка вопроса уже вводит субъекта в ситуацию выбора («Ты, Змей, меня УЖЕ об этом спросил, то есть, я УЖЕ должна сделать выбор между «добром» и «злом», между твоим предложением и повелением Творца!»), а надлежащим ответом на него будет демонстрация обезоруживающей наивности и признание правоты того, кто этот вопрос задал: «Ты, Змей, абсолютно прав, а Вс-вышний — Бесконечен, и Он запретил нам есть с Древа познания, поэтому мы будем слушаться Его, а не тебя!». Выбор иного варианта, как считается, влечет «аварийный сценарий», при отыгрывании которого проблемы нарастают, словно снежный ком, что мы и видим в первом сезоне «Фарго» на примере Лестера Найгарда.

При этом мне осталось неясным: зачем Лестеру понадобилось в конечном итоге бунтовать против своего спасителя? Зачем он, вместо того, чтобы подчиниться Малво (что было бы логично), начал выкобениваться и полностью вышел из-под контроля? Возможно, объяснение состоит в том, что у гениального замысла всегда дурные исполнители, потому что эти исполнители — люди, со всеми их слабостями, недостатками и не подкрепленными чем-либо реальным амбициями. Остается разве что принуждать этих исполнителей действовать из-под палки, а потом их хладнокровно и безжалостно уничтожать (во всех планах Малво, которые до того успешно осуществлялись, так и было). Что ж, придется сказать больше о самой себе, чем о героях сериала: а вдруг все-таки, если делать правильно, удастся не только познать добро и зло, но и даже при этом не умереть («нет, не умрете, но будете как…» — и далее по тексту;))? Однако, если у тебя в подручных такие самодовольные чванливые глупцы, как Лестер Найгард, вознесенные из грязи в князи, но благодаря своим же собственным иллюзиям павшие сперва в темный подвал, а потом и в ледяное озеро, то вариант благополучного достижения целей попросту исключен.

Совершенно разочарована финалом сезона, — на мой взгляд, он бездарно и бесславно слит…Пресная семейная идиллия в конце и вовсе вызывает омерзение.

И, хотя в «Фарго» раненный Малво был застрелен туповатым Гасом Гримли, который даже загадку о зеленом цвете смог разгадать лишь благодаря своей чуть более сообразительной супруге, на самом деле сущность, им персонифицируемая, не умирает, — в масштабах нашего короткого земного удела, она живет вечно. Недаром отец Молли заявляет, что «нечто» приходило в Бемиджи еще в 1979-м, а сейчас оно возвращается вновь. Увы, это «нечто», как показывает практика, невозможно убить даже в самом себе. Впрочем, считается, что есть в мире 36 абсолютных праведников, которым удалось осуществить невероятное, но лично мне они ни разу не встречались (хотя в их существование я, безусловно, верю, а также верю в исключения, которые лишь подтверждают правило).

Mirrored from Zhenny Slavecky.

Какие цвета различали люди несколько веков назад

Алый, багряный, червонный, кровавый — для современного человека это оттенки красного. А вот с точки зрения жителя Древней Руси, речь здесь идет о разных цветах.

Оказывается, восприятие палитры окружающего мира меняется от эпохи к эпохе. На то, как люди различают оттенки, влияет множество факторов: от национальных до обиходно-бытовых.

То есть несколько столетий назад русские по-другому видели и описывали окружающий мир, чем сейчас.

Смотрим и называем

Академик РАН Александр Михайлович Панченко посвятил этой теме научную статью «О цвете в древней литературе восточных и южных славян», которая была опубликована в сборнике «Труды отдела древнерусской литературы» (Пушкинский Дом, 1968 год издания). Автор написал, ссылаясь на данные физиологов, что человеческий глаз различает примерно 150 разных цветов, каждый из которых имеет сотни оттенков. Но в мире нет ни одного языка, который описывал бы все это разнообразие. И в обычной жизни, и в художественной литературе для обозначения цвета люди во все века использовали лишь ограниченное количество слов. При этом, «…диспропорция между реальными возможностями зрения и языком была исторически изменчивой». Как доказали ученые, чисто с физиологической точки зрения все люди видят мир одинаково: строение глаза идентично у представителей всех рас и народов. Но целый ряд социально-культурных и психологических особенностей меняет восприятие цвета разными людьми. Считается, что наши первобытные предки делили все объекты природы на светлые, темные и красные. Их мир был трехцветным. Примечательно, что в языках народов, преимущественно занимающихся земледелием, больше слов, обозначающих разные оттенки зеленого, чем у кочевников-скотоводов. Это различие обусловлено бытовыми и экономическими факторами. Земледельцам важно наблюдать за ростом сельхозкультур, тогда как животноводы не нуждаются в доскональном разграничении салатового, изумрудного или оливкового. В языках многих тюркских народов синий и зеленый вообще считаются оттенками одного цвета, который называется «кук».

  • Другая радуга
  • В настоящее время люди, в том числе россияне, видят и используют при описании тех или иных объектов следующие основные цвета:
  • ахроматические (белый, черный, серый);
  • хроматические (всем известные 7 цветов радуги);
  • неспектральные (коричневый, розовый, пурпурный, хаки).

Но так было не всегда. Например, античный философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем сочинении «Метеорологика» написал: «Это почти единственные краски, создавать которые художники не умеют. Некоторые цвета они получают смешением, однако красный, зеленый и синий не могут быть получены таким способом. В радуге между тем [именно] эти цвета; впрочем, между красным и зеленым часто появляется желтый». То есть, известный древнегреческий ученый видел в радуге только три цвета, иногда замечая и четвертый. По-другому воспринимали мир в Древней Руси. Например, в Киевской летописи за 1073 год содержится такая запись: «В радуге суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное». Кстати червеный (червонный, червленый) — это ярко-алый, а багряный — темно-вишневый, почти бордовый. В данном описании радуги нет даже намека на желтый, а два оттенка красного обозначены как разные цвета. Современной же семицветной радугой мы обязаны британскому ученому Исааку Ньютону (1642-1727 гг.), который первым описал преломление белого цвета через оптическую линзу в ходе своих экспериментов.

Национальные различия

Слово blue в английском языке с точки зрения русских обозначает сразу два разных цвета: синий и голубой, не говоря уж об их многочисленных оттенках. Интересно, что германские языки в этом отношении совпадают с английским, называя одним словом значительную часть видимого спектра: от темно-синего до светло-голубого.

Известные американские психологи Мими Купер (Mimi Cooper) и Арлин Мэтьюз (Arlene Matthews) написали в соавторстве книгу «Как понимать язык цвета» (Москва, 2004 год издания, переводчик Т. О. Новикова).

Ученые отметили, что межкультурные различия в восприятии цвета наблюдаются повсеместно. Например, аборигены Новой Гвинеи не различают голубой и зеленый, считая их одним цветом, используемым для описания воды.

А синий они воспринимают как черный, ассоциируя его с ночной темнотой, в которой может таиться опасность.

Если для европейца синий нейтрален, то коренных жителей Новой Гвинеи он пугает и настораживает. В мире практически не существует ни одного цвета, который воспринимался бы всеми народами сугубо положительно или отрицательно, все зависит от конкретной страны, ее традиций и культуры.

Так, белый в Европе символизирует душевную чистоту и благородство, а в Азии — смерть. Китайцы высоко ценят желтый, для них он — символ богатства и власти, а русские связывают этот цвет с разлукой. В период траура все славянские народы носят черное, а вот арабы — желтое.

Любимый многими людьми красный не приветствуется в Ирландии, а фиолетовый отвергают в одежде бразильцы и перуанцы. Впрочем, мода на тот или иной цвет крайне переменчива, она меняется от сезона к сезону.

Национально-культурные особенности восприятия разных оттенков учитывают в рекламе товаров, а также при создании логотипов.

Древняя Русь

Кандидат культурологических наук Эльвира Викторовна Гмызина в своей научной работе «Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ» отметила, что восприятие цвета русскими людьми менялось от века к веку. На заре становления народа еще не было противопоставления людей и природы.

Далекие предки различали и выделяли из окружающего мира лишь те цвета, которые были важны для их выживания. Огонь и вода, растения и животные первыми раскрасили реальность, воспринимаемую людьми. Поначалу жители Древней Руси отождествляли цвет и его проявление.

Для них белый — это свет, красный — это кровь, зеленый — это трава. В дохристианский период люди рассказывали легенды и мифы, в которых цвет имел оценочную функцию. Например, противопоставление белого лебедя и черного ворона воспринималось с точки зрения борьбы добра со злом.

Отрицательные персонажи и негативные явления часто описывались в темных тонах, а положительные — в светлых.

Черный, белый и красный были для людей с мифологическим сознанием основными цветами, не случайно легендарное Мировое дерево в русской культуре изображалось с белой листвой, черными корнями и красным стволом.

Затем, с приходом христианства на Русь началось противопоставление человека природе. Изменился уклад жизни, и восприятие цвета тоже претерпело трансформацию. Палитра окружающего мира стала отражать эмоциональное отношение человека: черная тоска, золотое сердце, красная девица.

Социальное расслоение общества на князей, бояр, воинов, купцов, ремесленников и крестьян привело к тому, что цвета стали обозначением различных сословий. Не случайно в преданиях того периода княжеское одеяние и амуницию часто называют белыми, хотя на самом деле они могли быть какого угодно оттенка.

А удалых купцов обычно изображают в красных кафтанах.

Меньше цветов, но больше оттенков

Академик А. М. Панченко в своей статье указал, что основными источниками для изучения цветовой палитры, воспринимаемой жителями Древней Руси, служат немногочисленные предания и легенды, а также памятники литературы. Главным образом, «Слово о полку Игореве» (XII век) и «Задонщина» (XIV век).

Что касается религиозных текстов того периода, то они не отличаются богатой цветовой палитрой, часто ограничиваясь лишь противопоставлением белого и черного в рамках духовной победы праведников над разной нечистью.

Ученые полагают, что жители Древней Руси различали меньше цветов, как таковых, но видели в них гораздо больше оттенков. И связано это с близостью к природе, характерной для представителей земледельческой культуры.

Например, кровавый, кармазинный, багровый, багряный, вишневый, алый, гранатный, кумачовый, брусничный, червчатый (червонный) для русских были разными цветами. Точно так же, как крапивный, соломенный, шафранный или оттенки оранжевого: жаркий, огненный, рудо-желтый.

Отдельные исследователи народных песен и преданий даже высказывают мысль, что палитра жителей Древней Руси была богаче, чем у большинства современных людей. Если же говорить о цветах в их нынешнем понимании, то А. М. Панченко и другие исследователи выделяют семь основных: белый, черный, серый, красный, желтый (золотой), синий и зеленый.

Белый, черный, красный…

Самым популярным в палитре древнерусской литературы был белый.

Как подсчитали исследователи, на каждые сто эпитетов, относящихся к колористике, почти половина приходится именно на этот цвет, синонимом которому выступает прилагательное «светлый».

В древнерусских текстах можно встретить: белые руки, белые шатры, белую зарю, белую грамоту, белый двор (когда имеется в виду княжеский двор) и т.д. Это цвет благородства, власти, красоты и добродетели.

Противопоставление белого и черного символизирует борьбу хороших, своих людей с плохими, чужими, врагами. Так, в «Слове о полку Игореве» поганый половчанин не просто так превращается в черного ворона. А Галицко-Волынская летопись, описывая поездку князя Даниила Романовича Галицкого в Золотую Орду, предпринятую в 1245-1246 годах, содержит еще более интересную цветовую характеристику. В этом тексте русского правителя спрашивают: «Пьеши ли черное молоко, наше питье, кобылий кумуз»? Вряд ли автор летописи считал, что кисломолочный продукт кумыс на самом деле может быть черным. Однако в данном тексте идет противопоставление своего и чужого, поэтому к кобыльему молоку и применяется такой эпитет, странный с точки зрения современного человека. Еще одним популярным цветом в древнерусской литературе является красный. Но отношение к нему зависит от оттенка. Например, кровавые зори в «Слове о полку Игореве» символизируют массовую гибель русичей, а червленые щиты воинов, напротив, внушают оптимизм. Ведь в данном случае «червленый» метафорически значит крепкий, надежный.

Синий и зеленый воспринимаются чаще нейтрально или положительно (небо и трава), но не тогда когда речь идет о синей мгле или зеленой тьме за окном.

Желтый почти не встречается в древнерусской литературе, а близкий к нему эпитет «золотой» обычно используется при характеристике предметов, принадлежащих князю: золотое седло, златоверхий шатер и т.д.

Интересно, что серый занимает в сознании русских промежуточную позицию между добром и злом, он характеризует персонажей сильных, быстрых, умелых. Например, в известной сказке Серый волк помогает Ивану-царевичу, потому что сам принял такое решение.

Со временем изменилась жизнь русских, другим стало и восприятие окружающей действительности. Отождествление цветов с объектами природного мира ушло в прошлое. Развитие художественных промыслов и различных отраслей хозяйства приблизило цветовую палитру жителей Руси к ее современному восприятию.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации