Характер зрения — что это, описание, виды

Главная › Особенности зрения

Главной функцией органов зрения является восприятие света, получение из окружающего мира информации о положении предметов, их формы и цвета.

Глаз – самый важный из органов чувств человека. Благодаря ему мы узнаем более 80% информации об окружающем мире.

Само по себе зрение – сложная фотохимическая реакция, обусловленная деятельностью расположенных на сетчатке рецепторов (палочек и колбочек). Колбочки содержат пигмент йодопсин и обеспечивают дневное зрение. Возможность видеть ночью и во время сумерек дают палочки, содержащие пигмент родопсин.

Свет, отражаясь от окружающих предметов, попадает на сетчатку глаза, где палочки и колбочки превращают его в нервные импульсы. Эти импульсы идут по зрительному нерву в головной мозг.

Таким образом, зрительный анализатор состоит из рецепторной части (палочки и колбочки), зрительного нерва и коркового отдела (принимающего нервные импульсы и трансформирующего их в зрительные образы).

Центральное и периферическое

Существуют такие понятия, как центральное и периферическое зрение.

Центральное зрение – это то, что видит человек по центру при сконцентрированном взгляде. Оно обусловлено попаданием изображений в центральную часть сетчатки (в область пятна) и характеризуется наиболее четкими образами. При характеристике центрального зрения используют понятие «острота зрения».

Периферическое зрение – это то, что видит человек за пределами центрального участка при сфокусированном взгляде. Оно формируется при попадании лучей за пределы пятна сетчатой оболочки глаза, изображение получается нечетким. Периферическое зрение позволяет человеку ориентироваться в пространстве и характеризуется термином «поле зрения».

Световосприятие и цветовое зрение

Помимо центрального и периферического зрения, выделяют также следующие функции зрения.

  • Светоощущение – характеризует способность органа зрения воспринимать свет, а также различать его интенсивность и яркость.
  • Цветоощущение (цветовое зрение) – способность зрительного органа распознавать различные цветовые оттенки. Это очень важная функция глаз, помогающая человеку лучше познавать окружающий мир. Также цветовое зрение важно для водителей (при управлении различными транспортными средствами) и докторов (при постановке диагнозов – определение различных окрасок кожи, слизистой оболочки, элементов поражения). Также цветоощущение влияет на эмоциональный и психологический компонент человека.

Бинокулярное зрение

Человек обладает бинокулярным зрением, которое обуславливает способность видеть двумя глазами, при этом соединяются изображения каждого глаза в единую картину. Бинокулярное зрение дает человеку значительные преимущества, среди которых:

  • увеличение поля зрения в горизонтальной плоскости;
  • усиление остроты зрения;
  • ощущение глубины изображения (объемность и трехмерность);
  • возможность оценки расстояния до предметов.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что глаз является одним из самых важных органов чувств человека, необходимый для получения информации и ориентирования в пространстве.

Советуем прочитать также статью о том, как не потерять зрение в эпоху высоких технологий.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

28.05.2016

Как определить остроту зрения

Каждый из нас хотя бы раз в жизни проверял у офтальмолога свое зрение с помощью таблиц, на которых изображены буквы, цифры или очертания предметов. А задумывались ли вы, что означают цифры, указанные на них: 0.1, 0.2, 0.3, …, 1.0, 1.5, 2.0?

При проведении диагностики зрения обязательно определяют его остроту. При этом под ней подразумевается способность глаза рассмотреть два различных предмета, находящихся на очень малом расстоянии друг от друга. То есть с помощью специальных таблиц определяют именно остроту зрения.

Острота зрения зависит от множества таких факторов, как размер и форма роговицы, прозрачность хрусталика, ширина зрачка, состояние сетчатки, целостность зрительного нерва и т. п.

В теории, для ее вычисления необходимо определить расстояние, на котором расположены два рассматриваемых предмета относительно друг друга. Полученный показатель будет соответствовать определенному значению угла зрения, который находится в обратной зависимости от остроты зрения.

Визуально это выглядит следующим образом:

Рис. 1. Определение угла зрения

  • В пространстве расположены две точки А и В (рис. 1), от которых проведены прямые линии через центр хрусталика К до сетчатки.
  • Полученные точки А1 и В1 являются спроецированным на сетчатку изображением точек А и В.
  • Полученный угол А1 к В1 считается углом зрения. Его величина напрямую зависит от размера точек (предметов) и расстояния, на котором они находятся от глаза.
  • Острота зрения — это показатель, обратный полученному углу зрения, под которым глаз воспринимает наименьший видимый предмет.

При нормальной остроте зрения угол равен 1 минуте. Это значит, что на расстоянии 100 м глаз способен различить раздельно две точки (предмета), если промежуток между ними не меньше 3 см. Такая острота зрения называется средней нормальной и в условных единицах равна значению 1.0.

Теперь мы знаем, что 1.0 или 100% — это норма хорошего зрения, но не максимально возможный уровень. В истории зафиксирован уникальный случай, который стал мировым рекордом.

В 1972 году немецкая студентка продемонстрировала остроту зрения, которая выше средней нормальной в 20 раз. При этом она смогла идентифицировать человека по лицу на расстоянии более 1600 метров. Зрение от 2.0 и выше называется телескопическим.

Люди с такой остротой зрения могут видеть невооруженным глазом кольца Сатурна, лица людей и надписи, находящиеся в километрах от них. Хорошим примером телескопического зрения может стать орел. Он может выслеживать мелкую добычу, пролетая над ней на огромном расстоянии.

Возможно и вы тоже обладаете зрением выше 100%, ведь это не такая редкость.

На практике остроту зрения определяют с помощью специальных таблиц. На них изображены строки с оптотипами — буквами, символами или очертаниями узнаваемых предметов. Самые известные офтальмологические таблицы для проверки зрения: Сивцева-Головина, Снеллена, Бейли-Лоуви и Орловой.

Общая суть всех перечисленных систем одинакова: оптотипы располагаются в специальных таблицах на светлом фоне. Пациент должен распознавать знаки различного размера на определенном расстоянии, от этого будет зависеть уровень остроты его зрения.

Этот принцип можно также описать формулой Снеллена V=d/D, где V — острота зрения, выраженная простой или десятичной дробью (в зависимости от выбранной системы); d — расстояние, с которого проводится исследование и отмечается наименьшая строка таблицы; D — расстояние, с которого эту же строку видит пациент со средней нормальной остротой зрения.

Знаки для определения остроты зрения, так называемые оптотипы, делятся по своему виду на две группы: знаки различия (простые) и знаки узнавания (сложные).

Знаки различия для определения остроты зрения

  • Кольцо ЛандольтаЧерное кольцо с разрывом, который может размещаться в 4-х (вверху, внизу, справа и слева) или 8-ми (добавляются четыре положения по диагонали) позициях. В 1909 г. на Международном офтальмологическом конгрессе в Неаполе кольцо приняли за стандартный знак определения остроты зрения.
  • Крючок СнелленаБуква «Ш», которая располагается в таблице в 4-х позициях, когда свободные края обращены влево, вправо, вниз или вверх. Если средняя полоска в «Ш» укорочена, то в этом случае символ называется крючком Пфлюгера.

Рис. 2. Кольцо Ландольта, крючок Снеллена и крючок Пфлюгера

Знаки узнавания для определения остроты зрения

  • Буквы и цифрыБуквы латинского и русского алфавита, вероятность узнавания которых одинакова, те есть эти символы возможно спутать между собой. Например, в российской офтальмологии принято использовать буквы Н, К, И, Б, М, Ш, Ы. Также для проверки зрения могут применять цифры от 1 до 9.
  • Очертания узнаваемых предметовПодобные простые картинки используют для проверки зрения у детей, так как их просто назвать и описать, даже не зная алфавита и цифр.

Рис. 3. Символы для проверки зрения у детей

Теперь рассмотрим подробнее самые популярные таблицы для проверки зрения. Для большего понимания уточним, что при исследовании человек располагается от таблицы на расстоянии 5 метров, оно считается достаточным для расслабления аккомодации. А самая мелкая строка, которую пациент с нормальным зрением видит отчетливо, считается базовой. Рядом с ней можно увидеть значения десятичной или обычной дроби: 1.0, 20/20 или 0.0.

Виды таблиц проверки зрения

Таблица Сивцева-Головина

На территории России для проверки зрения уже почти сотню лет используют таблицу Сивцева-Головина.

На ней в 12-ти строках размещены оптотипы различного размера — буквы русского алфавита и кольца Ландольта. Чем ниже пациент видит строку, тем выше уровень остроты его зрения. При этом буквы используются максимально схожие между собой, чтобы не было интуитивного узнавания.

Рис. 4. Таблица Сивцева-Головина

Таблица Снеллена

Самой же распространенной в мире является таблица Снеллена. Принцип действия остается подобным предыдущей диагностической системе.

Данная таблица состоит из 11 строк оптотипов — прописных букв латинского алфавита. Каждая из последующих строк уменьшается, но уровень сложности узнавания знаков при этом сохраняется.

Рис. 5. Таблица Снеллена

Таблица Бейли-Лоуви (ETDRS)

Наиболее точной системой для проверки зрения считают таблицу Бейли-Лоуви (ETDRS). На сегодняшний день эта методика является золотым стандартом для измерения остроты зрения во всем мире.

Ученые Бейли и Лоуви рассчитали необходимые промежутки между буквами и строками таким образом, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на глаза при чтении самых мелких нижних строк и более корректно определять остроту зрения пациента.

В нашей стране некоторые клиники используют модифицированный вариант этой таблицы с буквами русского алфавита.

Рис. 6. Таблица Бейли-Лоуви

Таблица Орловой

Последней представим таблицу Орловой для проверки зрения у детей. Она рассчитана для маленьких пациентов, так как акцент сделан на незнании ими алфавита и цифр, поэтому в таблицы присутствуют только легкоузнаваемые символы предметов и кольца Ландольта.

Рис. 7. Таблица Орловой

Вне зависимости от выбранной системы проверки зрения порядок ее проведения остается одинаковым: сначала определяется монокулярное зрение, затем бинокулярное. Специалисты отмечают, что обычно зрение обоих глаз примерно на 20% выше, чем одного.

Поэтому после проведенной проверки в своей медицинской карточке или выписке вы можете увидеть следующие записи: Vis OD и Vis OS со значениями 1.0, а также ниже или выше этого показателя. При этом Vis OD — острота зрения правого глаза, а Vis OS — левого. Чаще всего их показатели различаются. Если они ниже 1.

0, то требуется коррекция зрения, если выше, то, поздравляем, ваше зрение превосходно.

Для пациентов с миопией, гиперметропией и астигматизмом у нас есть хорошая новость. Учитывая знания о том, что острота зрения зависит от многих факторов, соответственно, если вы предрасположены к возможности иметь зрение выше 100%, то после лазерной коррекции вы его и получите. Предварительный прогноз результата можно обсудить с офтальмохирургом перед операцией.

Характеристика зрительных функций

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд от­клонений в физическом и психическом развитии ребенка.

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центральное зрение; 2) периферическое зрение; 3) бино­кулярное зрение; 4) светоощущение; 5) цветоощущение.

Как отмечают В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева (1982), Г.Г. Де-мирчоглян (1996) и др., центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зре­нием.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Еди­ница измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при мотором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0).

Форменное зрение раз­вивается постепенно: оно обнаруживается на 2-3-м месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3-5 месяцев; на 4-6-м месяце ребенок узнает ухаживаю­щих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает иг­рушки — Vis 0,02-0,04, от года до двух лет Vis 0,3-0,6.

Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (в 5 месяцев), чем узнавание цвета.

Бинокулярное зрение — способность пространственного восприя­тия объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его разви­тие начинается на 3-4-м месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7-13 годам. Совершенствуется оно в процессе накоп­ления жизненного опыта.

Нормальное бинокулярное восприятие воз­можно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппа­ратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено.

Одним из признаков нарушения бинокулярного зре­ния является косоглазие — отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполне­ния движений, нарушение координации и т.д.

Нарушение бинокуляр­ного зрения приводит к неустойчивости фиксации взора. Дети часто бывают не в состоянии воспринимать предметы и действия во взаи­мосвязи, испытывая сложности в слежении за движущимися предме­тами (мячом, воланом и др.), определении степени их удаленности.

В связи с этим таким детям надо давать больше времени для рассмат­ривания предметов и динамического восприятия, а также словесного описания тех предметов и действий, которые учащимся предстоит наблюдать самостоятельно.

Важным средством развития бинокуляр­ного зрения являются различные виды бытового труда и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и др., моделирование и конструиро­вание из бумаги (оригами), картона, занятия с мозаикой, плетение и т.п. Развитие зрительно-пространственного синтеза способствует улуч­шению ориентировки в пространстве во время игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом.

Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние перифери­ческого зрения характеризуется полем зрения.

Поле зрения — это пространство, которое воспринимается одним глазом при его непод­вижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения го­ловного мозга. Различаются они по месту их расположения.

Сравни­тельно небольшое сужение границ поля зрения обычно детьми не замечается. При более выраженных изменениях границ поля зрения дети испытывают трудности во время ориентации и зрительно-про­странственного анализа.

Наличие в поле зрения скотом ведет к воз­никновению темных пятен, теней, кругов и других видов нарушений поля зрения, осложняя восприятие предметов, действий, окружаю­щей действительности.

У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с сужением поля зрения до 10° уже могут быть признаны инвалидами по зрению и направляются для обучения в школы III—IV вида.

Учителю физкультуры важно иметь сведения о состоянии как центрального, так и периферического зрения у каждого ученика. На уроках физкультуры, ЛФК, ритмики, в процессе пространственной ориентировки используется периферическое зрение, а при чтении, рассмотрении рисунков, наглядных пособий на уроках химии, биоло­гии и др.

— центральное. Эти сведения следует учитывать в процессе пространственной ориентировки, в передвижениях, в играх, при вы­полнении метания в цель. ТА Зельдович (1964), В.В. Васильева (1966) и др.

отмечают, что в условиях специального обучения, под воздей­ствием подвижных и спортивных игр у занимающихся улучшается поле обзора, пространственное зрение, улучшается зрительный и ося­зательный контроль выполнения движений.

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в опре­деленном порядке.

Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее — фиолетовый и синий.

Глаз чело­века способен различать разнообразные цвета и оттенки при смеши­вании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-химик Дальтон, который сам страдал этим расстройством.

Поэтому наруше­ния цветового зрения в некоторых случаях называют дальтонизмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранже­вые оттенки детям кажутся темно-серыми или даже черными.

Жел­тый и красный сигнал светофора для них — один цвет.

Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трем призна­кам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности. Развитие контрастности в обучении детей с нарушениями зрения имеет важное значение. Усиление яркости, насыщенности и контрастности обеспе­чит более четкое восприятие изображаемых предметов и явлений.

У слабовидящих детей расстройства цветоразличения зависят от клинических форм слабовидения, их происхождения, локализации и течения. У незрячих вместо зрения управление движениями рук осуществляется мышечным чувством. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин (2000), ссылаясь на работы В.М. Бехтерева, Е.С. Либман (1974) и др.

, отмечают как у нормальновидящих, так и у незрячих, слабовидящих наличие кожно-оптической чувствительности («кожного зрения») — способности кожных покровов реагировать на световое и цветовое воздействие. Различение цветовых оттенков, по мнению авторов, про­исходит благодаря разным качествам цветоощущения.

Цветовые тона делятся на: 1) «гладкие» и «скользкие» — голубой и желтый цвета;

2) «притягивающие», или «вязкие», — красный, зеленый, синий;

3) «шероховатые», или «тормозящие» движения рук, — оранжевый и фиолетовый. Самым «гладким» воспринимается белый цвет, а «тор­мозящим» — черный.

Учителям необходимо иметь сведения о цветоразличительных возможностях учащихся. Это важно при демонстрации и использова­нии цветного спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки, лыжи и пр.), наглядных пособий, рассматривании репродукций и т.д. При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеле­ный цвета.

Светоощущение — способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливать­ся к разным условиям освещения.

Световая адаптация — приспособление органа зрения к высоко­му уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ре­бенка сразу же после рождения. Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету.

У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь. В этом случае дети пользуются темными очками.

Такому ребенку следует предложить место для занятий физкультурой в теневой части зала, спортивной площадки или стать спиной к солнцу (источнику света).

Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориента­ции в условиях пониженного освещения. Освещенность спортивного зала (помещения) в школах III—IV вида должна быть намного выше (не менее 600 люкс), чем для учащихся с нормальным зрением.

Анатомия глаза и физиология зрения

Зрение человека подразделяется на форменное, цветовое и светоощущение.

Форменное зрение и острота зрения

В клинической практике форменное зрение оценивается с помощью определения остроты зрения, пробы на функционирование жёлтого пятна, и это должно быть частью любого полного медицинского обследования вне зависимости от того, имеются или нет соответствующие жалобы. Таблицу Снеллена (1862 год) располагают на расстоянии 6 м от больного. Таблицу Сивцева, использовавшуюся для определения остроты зрения в СССР, располагают на расстоянии 5 м от больного.

Таблица Снеллена состоит из букв различного размера. Расстояние, на котором каждый размер уменьшается на угол 5°, указывается сбоку на таблице. Больной со скорректированными нарушениями рефракции во время исследования должен надеть очки. Нормальное зрение составляет 20/20.

Если больной может прочитать буквы только до строчки 20/30, остроту зрения определяют как 20/30. Если больной не в состоянии различить самую большую букву Е на верхней строчке, его необходимо пересадить к таблице, изменив таким образом расстояние.

Острота зрения может быть определена как 10/400, если больной сможет различить эту букву на расстоянии 3 метра от таблицы.

При помощи таблицы Снеллена (располагают на расстоянии 6 м от больного) или таблицы Сивцева (располагают на расстоянии 5 м от больного) определяют остроту зрения человека.

Если больной не может прочитать строку 20/30, необходимо исследовать стенопеическое зрение.

Через стенопеическое отверстие, пропускающее узкий пучок световых лучей, больной со вторичным снижением зрения при нарушении рефракции должен прочитать строки до 20/20.

Если при этом острота зрения не усилится, следует искать другую причину её снижения, например помутнение глазных сред, пятна или поражение зрительного нерва.

Остроту зрения, корригируемую очками или контактными линзами только до 20/200 или менее с обеих сторон, а также концентрическое сужение полей зрения до 10° в США официально считают слепотой, такой больной должен быть зарегистрирован в Обществе слепых по месту жительства.

Цветовое зрение

Часто нарушения зрения у человека характеризуются приобретёнными дефектами восприятия цвета.

Например, в некоторых случаях поражения жёлтого пятна (вследствие интоксикации или дегенеративных причин) или зрительного нерва (рассеянный склероз, токсины, наркотики, недостаточность питания, табачно-алкогольной амблиопии) больные не различают красный и зелёный цвета, хотя белый цвет воспринимают нормально.

Для исследования цветового зрения наиболее часто используют полихроматические таблицы Ишихара.

Полихроматические таблицы Ишихара позволяющие выявить дефекты зрения на красный и зелёный цвета, и фигуры Гарди-Ренда-Ритлера (ГРР), позволяющие выявить нарушение восприятия красного и зелёного, а также голубого и жёлтого цветов.

Для работы по некоторым специальностям человеку требуется полностью сохранённое цветовое зрение. Так же возможна наследственная слепота на красный, зелёный и другие цвета (дальтонизм).

При поражения жёлтого пятна в результате интоксикации или дегенерации пациенты не различают красный и зелёный цвет, но белый цвет при этом воспринимают нормально.

Светоощущение и исследования полей зрения (периметрия)

Светоощущение человека оценивается с помощью исследования полей зрения. Процедура исследования полей зрения называется периметрия. Изменения полей зрения указывают на поражение участка зрительного тракта от сетчатки (по зрительному нерву) к зрительной коре.

Наиболее удобен для исследования полей зрения метод кинетической периметрии (полушарный периметр Гольдмана). Он заключается в передвижении объекта в полях зрения и установлении точек одинаковой чувствительности в двух полях.

Больной при периметрии подаёт сигнал, когда видит объект, указывает, когда тот исчезает и когда затем вновь появляется. Таким образом может быть составлена схема полей зрения пациента с точным указанием дефектов от периферии к точке центральной фиксации.

Можно также сравнить периферические поля зрения у больного и у врача.

Осмотр полей зрения (периметрия) выявляет его дефекты и их расположение при проведении диагностической процедуры периметрии.

Поля зрения считаются нормальными, если человек видит объект при проведении диагностики полей зрения во время периметрии:

  • 90° — при периметрии со стороны виска
  • 50° — при периметрии со стороны носа
  • 50° — при периметрии кверху
  • 65° — при периметрии книзу

Перечисленные нарушения зрения у пациентов могут встречаться как каждое в отдельности, так и в комбинации. Подобные ухудшение зрения у больных может возникать в результате изменений рефракционных (преломляющих) свойств прозрачных сред глаза, поражений сетчатки, зрительного нерва или других отделов головного мозга, с которыми они связаны.

Методическая разработка на тему: Основные зрительные функции | Образовательная социальная сеть

  • Основные зрительные функции
  • Зрительные функции-это комплекс отдельных компонентов зрительного акта, позволяющих ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет, видеть их на разных расстояниях, при ярком свете, сумерках.
  • Пять основных зрительных функций: 1-ая центральное или форменное зрение 2-ая  периферическое зрение
  • 3-ья цветовое зрение (цветоощущение) 4-ое световое зрение (светоощущение)
  • 5-ое характер зрения (бинокулярное зрение)
  •         Центральное зрение

Это основная функция. Центральное зрение осуществляется колбочковым аппаратом сетчатки. Важной его особенностью является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние этой функции проверяется в первую очередь.

Снижение центрального или форменного зрения нередко является начальным проявлением глазного заболевания. Состояние этой функции считается важнейшим критерием при определении эффективности лечения заболевания глаз и назначении очковой коррекции. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Острота зрения — способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на минимальном расстоянии. Остроту зрения, при которой глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальной, равной единице (1,0).

встречаются люди с остротой зрения 1,5; 2,0 и более единиц.         I

Острота зрения (visus-vis-v) измеряется по специальной табличке. Для проверки зрения у взрослых используются таблицы Сивцева и Головина, у детей-таблица Орловой или кольца с разрывами Ландольта. (Диоптрии никакого отношения к «процентам» не имеют. Существует специальный чемоданчик, с набором стеклышек (линз) , которые имеют диоптрии, от -0,25 до -20 и от +0,25 до +20.

  1. С помощью этих линз врач может откорректировать зрение.)
  2. Если человек с 5 метров видит 10 строчку- 100% зрение или 1 или, если сравнивать с яблоком, то целое яблоко.
  3. С 5 метров 9 строчку 90%-0,9 (целое яблоко:10х9) 9/10 целого яблока
  4. С 5 метров 1 строчку  10%-0,1 (целое яблоко:10х1) 1/10
  5. С 4,5 метров 1 строчку-9%-0,09 (целое яблоко:100х9) 9/100
  6. С 0,5 метров 1 строчку-1%-0,01(целое яблоко:100х1) 1/100
  7. Движение руки перед лицом -0,5%-0,005(целое яблоко:1000х5) 5/1000
  8. Тотально слепой abc (абс)
  9. Обозначения в медицинской документации:
  10. Острота зрения- это VISUS- VIS- V
  11. ОД — правый глаз,
  12. OS — левый глаз,
  13. OU — оба глаза
  14. Тотально слепой — VISUS- VIS- V  OU=  0в/о (в очках) = с/к (с коррекцией)
  15. б/о (без очков) = б/к (без коррекции)н/к — некоррегируется ( очками зрение не улучшается)
  16. Периферическое зрение

Периферическое зрение имеет огромное значение в жизни человека. Оно служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью по отношению к движущимся предметам. Кроме того, периферическое зрение играет большую роль в условиях пониженного освещения — с его помощью различается слабый свет.

Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения.

Поле зрения — пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. Установлено, что границы поля  зрения у детей уже, чем у взрослых. Лишь у детей школьного возраста они достигают нормальной величины.

Изменение поля зрения может явиться ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга.  Поэтому исследование поля зрения для диагностики этих заболеваний имеет исключительно большое значение. Исследование поля зрения осуществляется с помощью специальных методов.

При нарушенном зрении часто страдает поле зрения.

  • Концентрическое зрение или трубчатое зрение. Это бывает при заболеваниях сетчатки и зрительного нерва. Они лучше видят в светлое время.
  • Центральная скотома. Центр не видит из-за множества скатом (темных пятен). Лучше видят в темное время.
  • Половинчатое поле зрения — может быть вертикальное (если взор разделить по вертикали,  видит одна половина и человек идет поворачивая голову туда, сюда.
  • Половинчатое поле зрения — может быть горизонтальное (если взор разделить по горизонтали- верхняя часть не видит, нижняя видит-ориентируются в комнате  по отражениям света на полу, на улице, например по лунным дорожкам.
  • Половинчатое поле зрения — может быть по диагонали- человек идет вниз голову и боком.

Внешние проявления нарушенного поля зрения-опускание, поднимание головы, в литературе называют эксцентрический взгляд.

Поле зрения на разный цвет может быть разным (поле зрения в норме для белого цвета- наружный-90 градусов, кверху и к носу-60 град., книзу-70град). Границы поля зрения на хроматические цвета хуже чем на белый цвет.

Цветовое зрение

Цветовому зрению в жизни человека принадлежит большая роль. Благодаря этой зрительной функции человек способен воспринимать все многообразие встречающихся в природе цветов.

Различение цветов позволяет лучше познавать окружающий мир. Цвет определенным образом влияет на настроение человека. Так, например, установлено, что красный цвет действует возбуждающе, а зеленый — успокаивающе.

Цветовое зрение имеет также и большое практическое значение.

За цвет отвечают колбочки. Развитие и совершенствование этой функции идет параллельно развитию центрального зрения. Причем появление реакции на различные цвета у маленьких детей происходит в определенной последовательности. Сначала они воспринимают наиболее  яркие цвета: красный, желтый, зеленый; несколько позже — фиолетовый, синий.

Все наблюдаемые в природе цвета делятся на две группы: ахроматические и хроматические.

  • К ахроматическим относят белый, черный и все промежуточные между ними серые цвета. Ахроматические цвета характеризуются яркостью, или светлотой, т. е. близостью к белому цвету.
  • К хроматическим цветам относятся все тона цветного спектра, отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности.

Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего.

Механизм цветового зрения чрезвычайно сложен и пока еще окончательно не раскрыт. Для  объяснения цветового зрения предлагалось множество различных гипотез и теорий. В настоящее время наибольшее признание получила трехкомпонентная теория цветового зрения.

В сетчатке имеются три вида цветоощущающих компонентов, каждый из которых воспринимает тот или иной основной цвет. Однако каждый из цвета ощущающих компонентов воспринимает также и другие два цвета. Поэтому при цветослепоте на какой-либо основной цвет частично понижается цветоощущение и на два остальных цвета.

Следовательно, нормальное цветоощущение возможно только при полноценном функционировании всех трех цветоощущающих компонентов.         

Нарушения цветового зрения могут быть врожденными и приобретенными.

У слабовидящих детей встречаются как врожденные, так и приобретенные формы патологии цветоразличения, которые особенно часто отмечаются при заболеваниях  нейрозрительного аппарата.

Для детей  особенно важно учитывать при демонстрации цветных репродукций, картин и т.д.

Световое зрение (светоощущение)

Свеmоощущение — способность зрительного анализатора воспринимать свет и различать его яркости. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после         рождения.

Одной из особенностей световой чувствительности является световая и темновая адаптация, т. е. приспособление к различным уровням освещения. Световая адаптация — приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности. Она протекает довольно быстро (50-60 с). Так, если человек выходит из темной комнаты в ярко освещенную, то возникает временное ослепление, которое быстро исчезает.

Лица, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. Такое состояние нередко сочетается с врожденной полной  цветослепотой         (ахромозией)         I

Темновая адаптация — приспособление органа зрения к условиям пониженного освещения. Она наблюдается, например, при переходе из светлого помещения в затемненное. Предметы начинают различаться спустя некоторое время.         Темновая адаптация происходит довольно медленно (медленнее, чем световая).

 Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного сумеречного освещения. Подобное состояние называется гемералопией или куриной слепотой.        Гемералопия нередко является одним из наиболее ранних симптомов заболеваний нейрозрительного аппарата. Гемералопия может возникнуть также и вследствие отсутствия или резкой недостаточности витамина А.

В этих случаях прием в необходимых дозах витамина А устраняет гемералопию.         

Изредка встречается врожденная гемералопия, которая не сочетается со зрительными расстройствами и не связана с витаминной недостаточностью. Это заболевание имеет обычно наследственный характер.

Характер зрения

 При двух открытых глазах характер зрения может быть:

  •  бинокулярным
  •  одновременным
  • монокулярно-альтернирующим
  • монокулярным

Бинокулярное зрение — это объединение зрения 2-я глазами, при  котором отизображения, получаемые в каждом глазу сливаются в  одно, единое. Оно развивается постепенно и дольше всех к 12-15 годам.         

     Бинокулярное зрение формируется к 7 годам, а дальше совершенствуется. При  б.з. человек видит объем, его еще называют объемное зрение или глубинное зрение. Оно позволяет правильно оценить взаимоположение предметов в пространстве. Оно позволяет видеть рельеф поверхности.

Монокулярное зрение- это зрение преимущественно одним глазом. Оно дает представление о ширине и высоте.

Монокулярно- альтернирующее зрение включает в работу глаза поочередно.

Одновременное зрение- это зрение, при котором импульсы  от обоих глаз поступают в высшие зрительные центры одновременно, но стойкого слияния не происходит. Этот характер зрения не позволяет  оценивать взаимоположение

предметов в пространстве, т.к. фузия (слияние) слабое.         

        Когда фузия слабое, начинается диплопия (двоение).         

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Характер зрения косящего монокулярный. Наличие при косоглазии одновременного или бинокулярного зрения указывает на то, что уже развилась анормальная корреспонденция сетчаток.

Желательно, а при расходящемся косоглазии необходимо ( эксцесс дивергенции) исследование характера зрения вблизи и при взгляде вдаль.

Для этого следует использовать все имеющиеся в распоряжении врача приборы ( синоптофор, поляро-идный диплоскоп, четырехточечный аппарат, стереоскопы, разделитель полей зрения, проба с трубой и пр.

Р�сследование РЅР° синоптофоре должно быть дополнено исследованием РїСЂРё взгляде вдаль.  [1]

Р�сследования характера зрения показали, что Сѓ 2 студентов было монокулярное, Сѓ РѕРґРЅРѕРіРѕ — одновременное, Р° Сѓ всех остальных бинокулярное зрение.  [2]

Средние показатели величины внутриглазного давления, состояния периферического зрения Рё характера зрения соответствуют РЅРѕСЂРјРµ, характерной для взрослых.  [3]

Таким образом, РјРѕР¶РЅРѕ отметить уменьшение угла косоглазия практически Сѓ всех Рё улучшение характера зрения РІ 3 — С… РёР· 5 случаев.

Положительные фузионные резервы отсутствовали РІ 3 Рё были крайне слабыми только РІ 2 случаях, что заставляет рекомендовать повторные РєСѓСЂСЃС‹ лечения этой РіСЂСѓРїРїС‹ больных РІ сочетании СЃ упражнениями РїРѕ тренировке конвергенции.  [4]

РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРё ортоптическом лечении укрепляется Рё развивается моторно-сенсорная фузия, что РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє улучшению характера зрения.  [5]

Материалом для анализа послужили офтальмологические данные, полученные Р·Р° СЂСЏРґ лет Рё зафиксированные РІ индивидуальных картах состояния органа зрения Сѓ студентов 4 — 5 РєСѓСЂСЃРѕРІ дневного Рё 6 РєСѓСЂСЃР° вечернего отделений педфака РІ период цикла РёС… практических занятий РїРѕ глазным болезням. Нами изучены данные РѕР± относительной Рё абсолютной остроте зрения, периферическом зрении Рё характере зрения, клинической рефракции, внутриглазном давлении, состоянии переднего отрезка глаза Рё глазного РґРЅР°.  [6]

Р’СЃРµ изложенное выше относится Рє работе зрительного аппарата РІ условиях дневного зрения, РєРѕРіРґР° света достаточно для полноценной работы колбочек Рё полного ослепления ( выключения) палочек. Однако СЃ наступлением сумерек, несмотря РЅР° увеличение площади зрачка, количество попадающего РІ глаз света сильно уменьшается, чувствительности колбочек оказывается СѓР¶Рµ недостаточно, Рё РІ действие вступают палочки. РџСЂРё этом характер зрения существенно изменяется. Прежде всего постепенно ослабляется, Р° затем Рё совсем исчезает различение цветов. РљСЂРѕРјРµ того, большое число периферических палочек, приходящихся РЅР° РѕРґРЅРѕ волокно зрительного нерва Рё занимающих РЅР° сетчатке гораздо большую площадь, чем РѕРґРЅР° колбочка центрального углубления, РЅРµ позволяет наблюдателю различать РІ сумерках такое Р¶Рµ количество деталей, которое РѕРЅ РІРёРґРёС‚ днем. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим разрешающая способность глаза значительно понижается Рё ночью наименьшее угловое расстояние между РґРІСѓРјСЏ воспринимаемыми раздельно предмете РјРё оказывается близким Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ градусу. Контрастная чувствительность глаза также существенно снижается Рё РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ единицы.  [7]

Характер зрения косящего монокулярный. Наличие при косоглазии одновременного или бинокулярного зрения указывает на то, что уже развилась анормальная корреспонденция сетчаток.

Желательно, а при расходящемся косоглазии необходимо ( эксцесс дивергенции) исследование характера зрения вблизи и при взгляде вдаль.

Для этого следует использовать все имеющиеся в распоряжении врача приборы ( синоптофор, поляро-идный диплоскоп, четырехточечный аппарат, стереоскопы, разделитель полей зрения, проба с трубой и пр.

Р�сследование РЅР° синоптофоре должно быть дополнено исследованием РїСЂРё взгляде вдаль.  [8]

Синоптофор — РїСЂРёР±РѕСЂ, необходимый для диагностики Рё лечения косоглазия, РЅРѕ РѕРЅ РЅРµ заменяет РґСЂСѓРіРёРµ РїСЂРёР±РѕСЂС‹.

РџСЂРёР±РѕСЂ дает возможность быстро Рё почти точно производить разнообразные исследования детей СЃ 3 — 5 лет: величину девиации, характер корреспонденции, СѓРіРѕР» сенсорной аномалии, ширину фузии, характер зрения Рё РїСЂ.  [9]

Контроль Р·Р° дооперационными мерами профилактики осложнений врожденных Рё перинатальных ( посттравматических, РїРѕСЃС‚-контузионных) катаракт должен осуществлять участковый педиатр, Р° проводить РёС… ( инстилляции мидриатиков засветы СЏСЂРєРѕР№ электролампой, РЅР° которую наклеены различные темные фигурки) должны родители. Естественно, что научить всему этому Рё педиатра, Рё родителей обязан офтальмолог. Педиатры, родители Рё офтальмологи должны ориентироваться РЅР° то, что экстракцию катаракты ( РїСЂРё двусторонней катаракте — одномоментно РЅР° РѕР±РѕРёС… глазах) следует делать РґРѕ РіРѕРґР° Р¶РёР·РЅРё ребенка. Р’ этом случае остается РЅРµ только хорошая возможность развития Рё повышения остроты зрения, РЅРѕ Рё создаются условия для возникновения Рё совершенствования бинокулярного ( стереоскопического, объемного, трехмерного) характера зрения. Р�мплантация Р�РћР› РІ еще значительно недоразвитый СЃ морфологической, физиологической Рё функциональной точек зрения глаз маленького ребенка — дело преждевременное. Лучше, РєРѕРіРґР° задачу РѕР± имплантации Р�РћР› решает сам больной, Р° РЅРµ родители. Есть хорошая возможность коррекции послеоперационной афакии ( отсутствия хрусталика), особенно односторонней, контактными линзами СѓР¶Рµ Рє РіРѕРґСѓ Р¶РёР·РЅРё ребенка, Р° нередко Рё раньше. После экстракции врожденной катаракты РґРѕ поступления РІ школу РЅСѓР¶РЅРѕ излечить Рё РІРѕР·РјРѕР¶РЅСѓСЋ амблиопию, Рё косоглазие — РІ этом профилактика ограничения РІ выборе профессии, РІ службе РІ Советской РђСЂРјРёРё, гарантия хорошего психоэмоционального состояния Рё гармоничного развития ребенка как личности.  [10]

Призматические очки со времен Жаваля применяются при лечении косоглазия и гетерофории. При расходящемся косоглазии с миопией применяются стекла ( -) в комбинации с призмой основанием к носу.

При сходящемся косоглазии и гиперметропии применяются стекла () с призмой основанием к виску. Они применяются для диагностических целей ( определение угла девиации, характера зрения и пр.

Рационально временно применять призматические очки при парадоксальной диплопии и при паралитическом косоглазии с диплопией.

Следует иметь РІ РІРёРґСѓ, что РїСЂРё гетерофории призматические очки, давая временное облегчение, РјРѕРіСѓС‚ перевести скрытое косоглазие РІ СЏРІРЅРѕРµ.  [11]

Страницы:      1

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации