Гимнастика для глаз для детей — упражнения

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики.

Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

Комплекс упражнений

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.

Со старшеклассниками необходимо провести беседу, в которой подробно объяснить, какую цель мы преследуем, выполняя данные занятия, постараться мотивировать их.

У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.

У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.

Оценка статьи:

(1

Детская гимнастика для глаз и упражнения для улучшения зрения

В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

  • Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.
  • Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
  • Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. Сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и перенапрягаться, адаптируясь к свету.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Пальминг

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.

На вдохе медленно поверните глаза вправо («до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение.

На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла.

После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Оценка статьи: 4.6/5 (101 оценок)

Картотека “Гимнастика для глаз” для дошкольников

  • КАРТОТЕКА
  • ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
  • 1. «Яблоко»
  • (профилактика нарушений зрения)
  • Нарисуем яблоко круглое и сладкое.
  • И большое-пребольшое, очень вкусное такое.
  • Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  • 2. «Арбуз»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Вот какой у нас арбуз:
  • Несмышлёный карапуз.
  • Вдаль покатился – на место воротился.
  • Снова покатился – домой не воротился.
  • Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.
  • Влево покатился,вправо покатился
  • Медленные движения глазами влево, затем вправо.
  • Покатился и…разбился.
  • Зажмуривание глаз.
  • 3. «Собачка»
  • (снятие зрительного утомления)
  • Собачка бежит вправо, собачка бежит влево.
  • Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.
  • И снова это делает она очень умело.
  • Повторяют те же движения.
  • Собачка к носу движется, а потом обратно.
  • На неё смотреть нам очень приятно!
  • Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.
  • 4. «Щенок»
  • (тренировка глазных мышц)
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.
  • А щенок не лает, глазки закрывает.
  • Закрыв глаза, поглаживать веки.
  • 5. «Белка»
  • (укрепление внутренней мышцы глаза)
  • Белка прыгает по веткам,
  • Гриб несёт бельчатам-деткам.
  • Взгляд смещать по диагонали влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.
  • 6. «Волчище»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Что, волчище, рыщешь?
  • Что ты, серый, ищешь?
  • Движения глазного яблока влево – пауза – затем вправо.
  • Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу.
  • Круговые движения глаз почасовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.
  • 7. «Лиса»
  • (снятие зрительного напряжения)
  • Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.
  • Крепко зажмурить и открыть глаза.
  • Смотрит хитрая лисица,
  • Ищет, чем бы поживиться.
  • Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.
  • Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.
  • Взгляд направлен вниз, затем – вверх.
  • Себе купила сайку, лисятам – балалайку.
  • Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.
  • 8. «Сова и лиса»
  • (восстановление зрения)
  • На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.
  • Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.
  • На сосне сова осталась,
  • Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.
  • Под сосной лисы не стало.
  • То же против часовой стрелки.
  • Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.
  • 9. «Кукушка»
  • (укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это«кукушка».

  1. Летела кукушка мимо сада,
  2. Поклевала всю рассаду
  3. Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.
  4. И кричала: «Ку-ку-мак,
  5. Раскрывай один кулак!»
  6. Прослеживают движения пальца вверх-вниз.
  7. Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи.
  8. Закрывают глаза ладонями.
  9. 10. «Совушка-сова»
  10. (профилактика нарушений зрения)
  11. Совушка-сова, большая голова.
  12. Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.
  13. Маленькие ножки, а глаза как плошки.
  14. Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.
  15. Днём спит,
  16. Закрывать глаза.
  17. Ночью глядит:
  18. Открывать глаза.
  19. Луп – луп – луп, луп – луп – луп…
  20. Широко открывать глаза.
  21. 11. «Мотылёк»
  22. (профилактика зрительного утомления)
  23. Вот летает мотылёк,

Крылышками порх! порх!

  • Быстро и легко моргать глазами.
  • Он летит на огонёк.
  • Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».
  • Поскорей улетай, свои крылышки спасай!
  • Моргать глазами быстрее.
  • Улетел…
  • Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.
  • 12. «Бабочка»
  • (укрепление мышц глаз)
  • Над цветком цветок летает
  • И порхает, и порхает…

Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.

13. «Пчела»

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была?

  1. Дети смотрят на пчелу на палочке.
  2. Тут и там.
  3. Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.

Где летала? – По лугам.

Смотрят вверх, а потом вниз.

Что ребятам принесла?

Мёд! – ответила пчела.

  • Массируют веки, надавливая слегка пальцами.
  • 14. «Кит»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Кит плывёт как большой пароход.
  • Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.
  • Влево плывёт,вправо плывёт
  • Движения глазами влево – вправо.
  • А потом…как нырнёт!
  • Закрыть глаза и зажмурить их.
  • 15. «Ерши-малыши»
  • (профилактика нарушений зрения)

Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.

  1. На реке – камыши. Расплясались там ерши:
  2. Круг – постарше,
  3. Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.
  4. Круг – помладше,
  5. Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.
  6. Круг – совсем малыши!
  7. Такое же движение по самому маленькому кругу.
  8. Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.
  9. 16. «Ёлочка»
  10. (нормализация здорового зрения)
  11. Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.
  12. Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.
  13. С буйным ветром спорится,
  14. Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.
  15. Дотронься – уколется.
  16. Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.
  17. Ой!
  18. Зажмурить глаза.
  19. 17. «Анютины глазки»
  20. (тренировка силы мышц глаз)
  21. Анютины глазки зажмурили глазки.
  22. (Слегка зажмуриться.)
  23. Анютины глазки открылись, как в сказке.

(Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.

  • 18. «Гриб»
  • (снятие зрительного напряжения)
  • Шляпка, шляпка, шляпка,
  • Ножка, ножка, ножка.
  • Вот и гриб Антошка.

Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят её глазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.

  1. 19. «Снежинка»
  2. (коррекция зрения)
  3. Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.
  4. Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.
  5. Снежинки вправо полетели,
  6. Глазки вправо посмотрели.
  7. Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.
  8. Снежинки влево полетели,
  9. Глазки влево посмотрели.
  10. Движения глазами влево.
  11. Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.
  12. Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.
  13. Глазки закрываем, глазки отдыхают.
  14. Закрывают глаза ладонями.
  15. 20. «Солнышко и тучки»
  16. (профилактика нарушений зрения)

При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили.

Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.

  • А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем.
  • Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.
  • Солнышко услыхало, красное поскакало.

Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.

  1. По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.
  2. 21. «Глазки»
  3. (снятие зрительного напряжения)
  4. Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
  5. Глазки влево, глазки вправо,
  6. Вверх и вниз, и всё сначала.
  7. Быстро, быстро поморгай –
  8. Отдых глазкам своим дай!
  9. Чтобы зоркими нам быть –
  10. Нужно глазками крутить.
  11. Вращать глазами по кругу.
  12. Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
  13. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
  14. 22. «Пальминг» (оптическое голодание) –
  15. (расслабление мышц глаз)
  16. Глазки ладошками закрылись
  17. И в пещере очутились.
  18. Раз-два-три, ничего не видим мы…

Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.

  • 23. «Пальчик»
  • (нормализация тонуса глазных мышц)
  • Пальчик к носу поднесём,
  • Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.
  • А потом отведём.
  • Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.
  • Поморгаем, помолчим и опять всё повторим.
  • Поморгать глазами и повторить всё сначала.
  • 24. «Айболит»
  • (профилактика зрительного утомления)

Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.

  1. Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
  2. Фиксируют взгляд на докторе Айболите.
  3. Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,
  4. И жучок, и червячок, и медведица
  5. Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.
  6. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
  7. Поморгать глазами и расслабиться.
  8. 25. «Дворник»
  9. (снятие усталости с мышц глаз)
  10. Вы, метёлки, метите, метите,
  11. И усталость сметите, сметите,
  12. И усталость сметите, сметите,
  13. Глазки нам хорошо освежите.
  14. Выполнять частое моргание без напряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.
  15. 26. «Шофёр»
  16. (снятие зрительного напряжения)
  17. Качу, лечу во весь опор.
  18. Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.
  19. Я сам – шофёр и сам – мотор.
  20. То же против часовой стрелки.
  21. Нажимаю на педаль,
  22. Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.
  23. И машина мчится вдаль.
  24. Отводим палец далеко вперёд и переводим взгляд на дальнюю точку.
  25. 27. «Самолёт»
  26. (укрепление глазных мышц)
  27. Использовать зрительный тренажёр – самолётик на деревянной палочке.
  28. Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.
  29. Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю.
  30. Правое крыло отвёл, посмотрел.
  31. Движение глазами вправо, не поворачивая головы.
  32. Левое крыло отвёл, поглядел.
  33. То же влево.
  34. Я мотор завожу и внимательно гляжу.
  35. Движение взглядом по кругу.
  36. Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.
  37. Движение взглядом вверх – вниз.
  38. 28. «Вертолёт»
  39. (нормализация тонуса глазных мышц)
  40. Вот отправился в полёт
  41. Наш чудесный вертолёт.
  42. Медленно поднимать глаза высоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».
  43. Быстро крыльями кружит,
  44. И жужжит, жужжит, жужжит.
  45. Вращать глазами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.
  46. Ж-ж-ж-ж…
  47. Зажмурить глаза.

Гимнастика для глаз для детей: комплекс детских упражнений по улучшению зрения

Детским глазам нужно особое внимание и забота, так как органы зрения полностью формируются до 10-12 лет. Нарушение зрения в ранние годы зачастую является следствием одного из заболеваний глаз.

Предупредить проблему можно не всегда, но можно снизить риск с помощью профилактических мер.

В первую очередь, это соблюдение режима зрительных нагрузок и ежедневная гимнастика для глаз, которая позволит избавиться от возможного развития косоглазия, близорукости и других нарушений зрения.

Зачем детям нужна глазная зарядка?

С какого возраста и зачем детям делать зарядку для глаз? Основная цель комплекса упражнений – тренировка мышц глаз и отдых во время интенсивных зрительных нагрузок. Выполнение упражнений стимулирует работу нервной системы ребенка и помогает мозгу оперативно обрабатывать информацию, которая поступает через зрительный канал.

Полное формирование органов зрения заканчивается к 10-12 годам. К этому возрасту многие дети уже страдают от близорукости, дальнозоркости, астигматизма и косоглазия. Специально разработанные методики помогают:

  • ограничить негативное влияние зрительных нагрузок;
  • улучшить кровообращение в области глаз;
  • снять зрительное напряжение;
  • развить лучшую концентрацию внимания и зоркость;
  • повысить работоспособность.

В каких случаях нельзя проводить гимнастику для глаз?

Комплекс упражнений для глаз нужно подбирать с офтальмологом. Специалист учитывает возраст маленького пациента, особенности здоровья и состояние органов зрительной системы. Существуют ситуации, когда упражнения противопоказаны:

  • операция на глазах – зарядку можно делать только через полгода;
  • высокая степень близорукости – допустима небольшая нагрузка, врач может посоветовать более легкие упражнения;
  • отслоение сетчатки – зарядку назначают только после операции по восстановлению и окончания реабилитационного периода;
  • повышенное внутриглазное давление (быстрая утомляемость, светочувствительность, снижение остроты зрения в сумерках, головные боли, туман в глазах).

Особенности проведения зрительной разминки по возрастным категориям

Офтальмологи рекомендуют приучать ребенка к зрительной гимнастике с года. Тренировки можно проводить дома или на улице во время прогулки. Воспитатели и учителя также во время занятий должны уделять время подобной разминке. Упражнения могут сопровождаться стихами, потешками, веселыми песнями — так ребенок будет выполнять разминку веселее и быстрее запомнит полезные движения.

Для малышей дошкольного возраста

Упражнения для дошкольников носят игровую форму, выполняются по 3-5 минут до 3 раз в сутки. В первое время родители могут аккуратно поглаживать и массировать глазки ребенка, рассказывая стишки и истории. Когда малыш научится ритмично моргать и самостоятельно делать гимнастику, можно использовать более сложные упражнения с элементами артикуляции.

Для того, чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к занятиям, нельзя принуждать к упражнениям. Родителям важно научиться подавать информацию в игровой форме. В дошкольном возрасте хорошо развито наглядно-образное мышление.

Если малыш должен следить за пальцем взрослого, можно использовать во время гимнастики персонажей кукольного театра, прикрепив их к пальцам. Дети с удовольствием наблюдают за любимыми героями, параллельно выполняя простые упражнения для глаз. Для дошкольного возраста рекомендуются следующие упражнения:

  • зажмурить крепко глаза и открыть, досчитав до пяти;
  • перевести взгляд с ближнего предмета на дальний;
  • быстрое моргание глазами (как крылья бабочки);
  • следить глазами за движением солнечного зайчика;
  • смотреть попеременно вверх, вниз, вправо, влево;
  • следить глазами за игрушкой, которую перемещает взрослый в одной плоскости, ближе или дальше от глаз ребенка.

Выполнение упражнений можно увидеть на размещенном ниже видео.

Для школьников

Во время уроков рекомендуется проводить не только физкультминутки, но и выполнять гимнастику для глаз. Учителю нужно рассказать ребятам о важности упражнений для сохранения зрения.

В начальной школе занятия следует проводить в форме игры, постепенно усложняя и добавляя упражнения с речевыми командами. Основная задача разминки – снятие зрительного напряжения.

Для этого нужно по 8-10 раз повторять следующие действия:

  • часто моргать по несколько секунд;
  • зажмуриваться на 5 секунд и широко открывать глаза;
  • выполнять движения глазами по сторонам с постепенным усложнением команд (влево — вниз, вправо — вверх);
  • смотреть перед собой, переводить взгляд на кончик носа и обратно;
  • следить за перемещением предмета (ближе — дальше, выше — ниже);
  • «гляделки» – разбиться на пары и смотреть друг другу в глаза, не моргая.

Комплекс тренировочных упражнений в зависимости от типа заболевания

Для улучшения зрения при дальнозоркости и близорукости ведущие офтальмологи разработали эффективные методики и комплексы упражнений. Гимнастика помогает при косоглазии и астигматизме, если нарушение зрения не сильно выражено (в других случаях требуется оперативное вмешательство).

Важное условие проведения занятий — если ребенок до момента начала упражнений ходил в очках, при любых типах зрительной гимнастики ему следует носить очки с линзами на 1-2 диоптрии слабее тех, которые были выписаны.

Если ребенок носит очки с оптической силой линзы в 1 диоптрию, упражнения выполняются без них.

Зарядка при косоглазии

Косоглазие заметно в 8-9 месяцев, точный диагноз ставится к трем годам — именно в этом возрасте можно оценить, насколько согласованы движения глаз у ребенка.

Лечение нарушения проходит с помощью корректирующих очков или повязки, которую дети носят на одном глазу. Кроме этого, назначается курс упражнений, которые нужно выполнять по 2 часа каждый день.

Для того, чтобы не утомлять ребенка, нужно разделить время занятий на 6 приемов по 20 минут. Гимнастика для глаз для детей при косоглазии включает следующие упражнения:

  • Перед лицом малыша нужно водить ярким кубиком или погремушкой. Ребенок должен следить за предметом одним глазом, не отрываясь и не меняя положения головы. То же нужно повторить со вторым глазом. Потом приблизить игрушку и дать ребенку посмотреть на нее двумя глазами (они должны равномерно сойтись к переносице). Это упражнение эффективно в случае, если косят оба глаза.
  • Если косит только один глаз, следует водить перед лицом ребенка яркой картинкой или погремушкой на расстоянии около 30 см. Малыш не должен поворачивать голову и отводить взгляд.
  • Ребенок может продевать веревочки и ленты сквозь отверстия в деревянной или пластмассовой пластине. Упражнение помогает укрепить мышцы и скоординировать работу зрительных органов.
  • Расчертить на клетки лист бумаги и нарисовать в них фигуры, две из которых должны повторяться. Задача ребенка — найти одинаковые изображения.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у новорожденного косят глазки?

Для дошкольников старшего возраста и школьников зарядка усложняется:

  • Сначала нужно закрыть оба глаза руками, потом открыть и сделать круговые вращательные движения глазами, рисуя очертания восьмерки, крестика, круга, овала.
  • Наблюдение за движением мячика во время игры в теннис. Для безопасности, лучше это делать со спины одного из игроков.
  • Простые согласованные движения глазными яблоками в разные стороны.
  • Карандаш или указку нужно расположить вертикально перед собой и, сосредоточив взгляд на кончике предмета, делать им хаотичные движения.
  • Вытянуть руки вперед в положении стоя с ровной спиной, каждой рукой поочередно касаться кончика носа. Во время выполнения упражнения важно следить за движением рук обоими глазами.

Упражнения для улучшения зрения при дальнозоркости и близорукости

При близорукости из-за снижения активности мышцы, которая отвечает за натяжение хрусталика, детям нужно выполнять следующие упражнения:

  • частое моргание в течение минуты, перерыв и снова моргание;
  • перевод взгляда с потолка на пол и в обратном направлении;
  • зафиксировать взгляд на кончике носа, затем закрыть глаза — упражнение нужно повторять до 5 раз за тренировку;
  • сильно зажмуриться на 5 секунд, затем широко открыть глаза (делать до 5-7 раз за тренировку);
  • приложить ладошки к глазам, предварительно потерев друг о друга;
  • аккуратное массирование век в конце тренировки.

У большинства детей дальнозоркость проходит с возрастом, так как наиболее распространенной причиной является упрощенная форма и относительно малый размер глазного яблока. Тем не менее, не стоит недооценивать эффективность упражнений, которые могут привести к улучшению зрения:

  • Малыш располагается вертикально (сидя или стоя), прижимает ладошки к глазам так, чтобы через них не проникал ни один луч света. Упражнение называется «пальминг», позволяет снять избыточное напряжение мышц глаз.
  • Ребенку следует сфокусировать взгляд на кончике носа. В таком положении носом нужно водить, «рисуя» контуры круга, цветка, цифры или другого воображаемого предмета.
  • Поворачивать голову вправо и влево, фокусируя взгляд на ближних и дальних объектах в комнате.

Если упражнения войдут в привычку и будут выполняться регулярно на протяжении длительного периода времени, проблем со зрением и пресбиопией («старческое зрение» — возрастная форма дальнозоркости, нередко наблюдается у людей после 45 лет) удастся избежать. При астигматизме эффективен пальминг, фокусировка взгляда на ближних и дальних предметах, движение открытыми и закрытыми глазами по диагонали и из стороны в сторону.

Эффективна ли гимнастика?

Все без исключения офтальмологи уверенны, что комплекс гимнастики для глаз является отличной профилактикой заболеваний органов зрения у детей.

К тому же, это позволит избежать усталости, сухости и покраснений глаз. Родителям важно в ненавязчивой форме приучить малышей к упражнениям.

Их можно делать где угодно — дома, на детской площадке, на остановке или на прогулке в парке. Полезная привычка поможет сохранить зрение ребенку.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации