Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) , характеризующееся стремительным появлением неврологических симптомов, медики называют инсультом.
Тяжесть этого заболевания не вызывает ни у кого ни малейшего сомнения.
Его последствия — постинсультное состояние – может остаться с больным до конца его дней.
Статистика неумолима: лишь трети пациентам, перенёсшим инсульт, удаётся полностью восстановить свои мозговые функции.
Остальные остаются инвалидами на всю жизнь.
Перечислить все состояния, с которыми приходиться учиться жить человеку, перенёсшему инсульт, очень сложно, ведь в каждом конкретном случае все индивидуально.
Но одно из самых распространенных осложнений инсульта-нарушение речи.
У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами.

Афазия
Существует несколько классификаций афазий, но чаще всего врачи делят расстройство на две формы — экспрессивную и импрессивную.
Экспрессивные афазии:
—моторная развивается при поражении задних отделов лобной доли, пациент повторяет один и тот же звук или слово, застревает на слогах;
—артикуляторная характерна для поражения нижних отделов теменной области, пациент не может произносить слова или звуки, так как ему не удается подобрать правильное положение губ и языка.
Импрессивные афазии:
—сенсорная — следствие поражения верхне височных отделов, пациент теряет возможность воспринимать и различать звуки, из-за чего не понимает речь, при попытках говорить непроизвольно заменяет звуки;
—акустико-мнестическая характерна для поражения задних и средних отделов височной области мозга, пациент не запоминает слова, например, из трех может повторить только два, не воспринимает длинные предложения, в устной речи с трудом подбирает слова.
Дизартрия
У больного нарушается артикуляция, речевое дыхание, темп речи, интонация, из-за чего речь становится нечленораздельной. У дизартрии может быть различная интенсивность: от искажения отдельных звуков, до полной невозможности говорить из-за паралича мышц.
Характер дизартрии зависит от того, какой отдел головного мозга поражен:
—бульбарная развивается при поражении бульбарной группы черепно-мозговых нервов, пациент говорит очень невнятно, испытывает трудности с приёмом жидкой и твердой пищи;
—псевдобульбарная характерна для поражения корково-ядерных проводящих путей, провоцирует спастический паралич речевых мышц, из-за чего пациент теряет возможность полноценно двигать языком;
—подкорковая возникает при поражении подкорковых узлов, приводит к непроизвольным движениям мышц, в том числе артикуляционных и непроизвольным выкрикам;
—мозжечковая связана с поражением мозжечка и его проводящих путей, вызывает нарушение координации движений мышц, которые участвуют в речевом процессе.
Как восстановить речь после инсульта
Выделяются три формы восстановления речевой функции:
истинное восстановление, когда нарушенные функции возвращаются полностью, в исходное состояние — это возможно, когда нервные клетки не погибли;
компенсация — функциональная перестройка, вовлечение других участков головного мозга или артикуляционных мышц;
реадаптация — использование специальных приспособлений, например, синтезатора речи.
Чтобы повысить шансы на полное восстановление, важно начать реабилитацию как можно раньше. Как правило, занятия по восстановлению речи начинают через 2-3 месяца после инсульта.
Продолжительность реабилитации индивидуальная, у некоторых пациентов речь возвращается только через 2-3 года регулярных упорных занятий.
Речевую реабилитацию при афазии проводят поэтапно:
На раннем этапе применяют стимулирующие и растормаживающие методики восстановительного обучения. Больного учат понимать отдельные слова и речь, которая связана с конкретной ситуацией.
Далее восстанавливают понимает внеситуацинных фраз, учат пациента понимать письменную речь.
Когда человек может понимать речь, начинают работу над восстановлением его собственной речи. Обучают называть предметы и действия по картинкам, повторять за логопедом звуки и слова, составлять фразы и предложения.
При успешном восстановлении собственной речи переходят к тренировкам диалогов и монологов. Пациента учат понимать вопросы и отвечать на них, пересказывать прочитанное, составлять рассказы.
При дизартрии применяют другую тактику восстановления речи. Пациенту подбирают упражнения для восстановления артикуляции, проводят специальный массаж артикуляционных мышц, электростимуляцию глотки и гортани. Чтобы закрепить результат физического воздействия на поражённые мышцы, проводят тренировки и учат проговаривать отдельные звуки, слова, фразы, скороговорки.
Источники
«Нарушения речи и их коррекция у пациентов после инсульта», Курушина О.В., Барулин А.Е., Куракова Е.А., Медицинский совет, 2017;
«Восстановление речевых нарушений у постинсультных больных: актуальность, проблемы и перспективы», Можейко Е.Ю., Сибирское медицинское образование, 2008.