Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии.
Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.
На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой — само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П. Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает актуальность ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.
При проведении нейропсихологической диагностики детей 3-4 лет используется схема нейропсихологического обследования, предложенная Ж.М.Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой. Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.
Исследование детей 3 — 3,5 лет показало, что им недоступно выполнение большинства нейропсихологических тестов из-за трудностей понимания инструкции (даже в упрощенном виде) и недостаточной сформированности произвольной регуляции собственной деятельности, несмотря на то, что дети охотно контактируют с психологом, концентрируют внимание на задании в течение 10 минут (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).
Поэтому нейропсихологическое обследование 3-летних детей включает следующие пробы:
Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.
Пробу на праксис позы пальцев (кинестетический фактор) и простой вариант пробы на динамический праксис (кинетический фактор).
Рисунок простых геометрических фигур: круг и квадрат (копирование по образцу).
Называние реальных изображений.
Показ реальных изображений по слову-наименованию.
Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.
Запоминание серии из 5 слов.
Счет до пяти с внешней опорой.
Исключение понятий (Проба «Четвертый лишний» при внешнем оречевлении картинок одинаковым наименованием (цветок-цветок-цветок-гриб; рыба-рыба-рыба-утка)
Проба на цветовой гнозис
Проба на конструктивный праксис (сложи картинку, разрезанную на 2-3 части)
Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 3-ех лет, позволяют первоначально установить первичную минимальную сформированность таких показателей как
кинестетический праксис,
кинетический праксис,
конструктивный праксис,
зрительно-предметный гнозис,
цветовой гнозис,
зрительная и слухоречевая память,
интеллектуальные функции.
У детей 3-ех лет, имеющих нарушение ЦНС, наблюдается несформированность следующих показателей: кинестетический праксис — до 75% кинетический праксис — до 50% конструктивный праксис — до 50% зрительно-предметный гнозис — до 25%, цветовой гнозис — до 25% зрительная память — до 75% слухоречевая память — до 25%
Исследование детей 4 — 4,5 лет показывает, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом развитии детей, поэтому нейропсихологическое обследование 4-летних детей включает уже большее количество проб:
Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?
Установление латерализации функций.
Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба).
Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.
Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серии по 2 движения).
Проба на праксис позы пальцев.
Простые пробы на оральный праксис.
Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование по образцу).
Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений.
Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).
Понимание простых логико-грамматических конструкций.
Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).
Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.
Называние реальных изображений.
Показ реальных изображений по слову-наименованию.
Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов.
Запоминание серии из 7 слов.
Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.
Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок.
Пересказ текста по вопросам.
Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний).
Понимание простых логико-грамматических отношений.
Пробы, применяемые при нейропсихологическом обследовании ребенка 4-ех лет, позволяют установить сформированность таких показателей, как
кинестетический праксис,
кинетический праксис, в том числе особенности динамической организации движений, связанные с межполушарным взаимодействие,
конструктивный праксис,
оральный праксис,
зрительно-предметный гнозис,
акустический гнозис,
зрительная и слухоречевая память,
работоспособность и внимание,
речевые функции,
интеллектуальные функции.
У детей 4-ех лет, имеющих нарушение ЦНС, наблюдается несформированность следующих показателей: кинестетический праксис — до 65% кинетический праксис — до 65% конструктивный праксис — до 15% пространственный гнозис — до 50% зрительно-предметный гнозис — до 65% акустический гнозис — до 65% зрительная память — до 30% слухоречевая память — до 30% умственная работоспособность и внимание — до 50% речевые функции — до 80% мыслительные функции — до 80%
После проведения нейропсихологического обследования и выявления «западающих» факторов встает вопрос о комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации детей. При осуществлении данного направления деятельности используются телесно-ориентированные методы (или методы двигательной (психомоторной) коррекции) и когнитивные методы.
Данные методы направлены на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1 группа методов), а также формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга (2 группа методов). Упражнения 2 группы подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон на каждого ребенка в отдельности. В общем, курс состоит из 10 — 12 занятий формирующей части.