Дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных.

Отличительной особенностью является сохранность слуха и подвижность речевого аппарата, даже с учетом нарушений.

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно правильно артикулировать произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д.

Подобные нарушения особенно часто проявляются у детей в возрасте до 6 лет.

При отсутствии своевременной коррекции дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии .

Разновидности форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины данной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается.

Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).

Сенсорная дислалия характеризуется  смешанным либо неточным произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д.

Иногда встречается сенсомоторная форма.

Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Невнятное звукопроизношение  у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности нарушения воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, возникающую от неправильной постановки речевого аппарата при произношении звука, нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц]. При полиморфном типе имеются проблемы  сразу нескольких разных групп, например, [ш] и [к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии.

К сожалению, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В итоге, логопедическое заключение  может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, чаще указывается просто: ротацизм, ламбдацизм и т.д., а так же характеризуется, чем вызвано нарушение и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

 

Причины появления дислалии.

Причины дислалии можно разделить  на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов).

При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Это является генетическим отклонением и передается по наследству.

В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • ребенка окружают взрослые с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (неправильное произношение при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (билингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формирование фонематичекого слуха;
  • ослабленное здоровье (часто болеющий ребенок).

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин.

Поскольку дети, в процессе обучения все действия повторяют за взрослыми, очень важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе и раннем диагностировании.

Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.