Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем.

Количество детей, которые сталкиваются  с речевыми нарушениями растет день ото дня.

Несмотря на распространенное мнение, что раньше трех лет не обращаться к логопеду не стоит, делать  это МОЖНО И НУЖНО.

Ведь чем раньше выявлена проблема и начата работа, тем эффективнее будет  результат.

 

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации речевых нарушений: с опорой на медицинские  и психолого-педагогические показатели.

Практикующие логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация  опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения: Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.

Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.

Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В настоящее время выделяют 4 уровня общего недоразвития речи


I  уровень ОНР

Словарный запас:

Лепетная речь или отсутствие речи.

Лепетная речь – звукоподражание и общеупотребительные слова (мама, папа, дай, на). Пассивный словарь шире активного.

Слоговая структура слов:

Общее употребление слов нарушено, сокращено до одного слога.

Грамматический строй:

Отсутствует и не развличается в понимании грамматическая форма (число и род существительного, прилагательного, число и лицо глагола).

Фразовая речь:

Фразы нет. («Та ся», переводится как Таня хочет кататься на санках)

Связная речь:

Не сформирована, дети используют в общении мимику, жесты и интонацию.

Звукопроизношение:

Присутствует звуки раннего онтогенеза нечеткие приближенные, не точные по артикуляции. Гласные губные, губно-зубные, переднеязычные т,д,н.

Фонематический процесс:

Не сформировано, дети затрудняются в анализе звуков окружающей действительности. Снижен речевой слух, с трудом дифференцируют речевые и неречевые звуки.

Понимание обращенной речи:

Сформировано недостаточно, лучше понимают значение слов часто встречающихся в окружающем мире.

 

II уровень ОНР

Словарный запас:

Состоит из общеупотребительных слов (существительные, глаголы и прилагательные, предлогиотсутствуют).

Слоговая структура слов:

Грубо нарушена. Трех и более сложные слова усекаются до 1, 2 –сложных.

Грамматический строй:

Сформированы элементарные грамматические формы (множественное число имен существительных, уменьшительный суффикс имен существительных, множественное число глаголов).

Фразовая речь:

Аграмматична и структурно нарушена, состоит их 2-3 слов. Пр., Тата тити а тати (Таня хочет кататься на санках).

Связная речь:

Отсутствует , не сформирована.

Звукопроизношение:

Появляются в речи свистящие звуки, нижнего подъема. Замена ц, ч на ть, сь. Соноры заменяются на й. В речи появляются излишние смягчения.

Фонематический процесс:

Речевой слух сформирован, но при этом недостаточно сформирован фонематический слух, затрудняется повторить серию слогов близких по акустическому признаку.

Понимание обращенной речи:

Улучшается. Дети ориентированы в понимании значения, им понятны слова общепринятые.

 

III уровень ОНР

Словарный запас:

В речи появляются местоимения, наречия, числительные, но их не много и они не дифференцируются. Отсутствуют антонимы, синонимы, многозначные слова. Предметный словарь состоит из 5-6 слов ( в норме 10-12 слов).

Слоговая структура слов:

Нарушена. 4, 5-сложные слова усекаются до 2, 3-сложных. В словах со стечением согласных нарушена звуконаполняемость (водопроводчик – аотчик).

Грамматический строй:

Недостаточно сформированы падежные формы имен существительных. Не используются из-за, из-под заменяются на просто из, под. Не согласуются части речи в словосочетаниях.

Фразовая речь

Состоит из 3-4 слов. Кто, что делает, где. Сложные предложения дробятся на простые. В речи отсутствуют союзы и союзные слова.

Связная речь:

Не сформирована. Дети затрудняются составить пересказ готового рассказа по разным видам наглядности.

Звукопроизношение

Нарушаются свистящие, шипящие, соноры заменяются на звуки более простые или смешиваются между собой.

Фонематический процесс:

Не сформирован, фонематические восприятия нарушены.

Понимание обращенной речи:

Понимает речь взрослого, понимание незнакомых или мало употребляемых слов. Незнакомые слова пытаются соотнести с знакомыми частями речи.

 

IV уровень ОНР

Словарный запас:

Приближается к возрастной норме, отсутствуют некоторые обобщения. Ребенок не часто употребляет в речи сравнительные слова и обороты.

Слоговая структура слов:

Не нарушена. Может воспроизводить количество слогов в слове, но часто нарушается звуконаполняемость внутри слога.

Грамматический строй:

Недостаточно сформировано: Р.п., мн.ч., имен существительных; незакончено формирование употребляемых числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Фразовая речь:

Сформирована. Полная фраза 4-5 слов, в речи используются однородные члены предложения.

Связная речь:

Сформирована на уровне пересказа, но затрудняется в самостоятельности рассказывания. Трудности планирования речи.

Звукопроизношение:

Соответствует возрасту, но может быть нарушено ц ,ч ,р, р’. Изолированно могут произносить правильно, но в потоке речи могут изменяться.

Фонематический процесс:

Нарушается дифференциация фонем по акустическому признаку. Не различают на слух с-ш, л-р-й, п-б, т-д, к-г, п-п’, к-к’.

Понимание обращенной речи:

Сформировано. Любые речевые высказывания, метафоры, иносказательные значения, пословицы, поговорки понимают.

логопед рекомендует