Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем.
Количество детей, которые сталкиваются с речевыми нарушениями растет день ото дня.
Несмотря на распространенное мнение, что раньше трех лет не обращаться к логопеду не стоит, делать это МОЖНО И НУЖНО.
Ведь чем раньше выявлена проблема и начата работа, тем эффективнее будет результат.
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации речевых нарушений: с опорой на медицинские и психолого-педагогические показатели.
Практикующие логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Психолого-педагогическая
Эта классификация опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения: Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В настоящее время выделяют 4 уровня общего недоразвития речи
I уровень ОНР
Словарный запас:
Лепетная речь или отсутствие речи.
Лепетная речь – звукоподражание и общеупотребительные слова (мама, папа, дай, на). Пассивный словарь шире активного.
Слоговая структура слов:
Общее употребление слов нарушено, сокращено до одного слога.
Грамматический строй:
Отсутствует и не развличается в понимании грамматическая форма (число и род существительного, прилагательного, число и лицо глагола).
Фразовая речь:
Фразы нет. («Та ся», переводится как Таня хочет кататься на санках)
Связная речь:
Не сформирована, дети используют в общении мимику, жесты и интонацию.
Звукопроизношение:
Присутствует звуки раннего онтогенеза нечеткие приближенные, не точные по артикуляции. Гласные губные, губно-зубные, переднеязычные т,д,н.
Фонематический процесс:
Не сформировано, дети затрудняются в анализе звуков окружающей действительности. Снижен речевой слух, с трудом дифференцируют речевые и неречевые звуки.
Понимание обращенной речи:
Сформировано недостаточно, лучше понимают значение слов часто встречающихся в окружающем мире.
II уровень ОНР
Словарный запас:
Состоит из общеупотребительных слов (существительные, глаголы и прилагательные, предлогиотсутствуют).
Слоговая структура слов:
Грубо нарушена. Трех и более сложные слова усекаются до 1, 2 –сложных.
Грамматический строй:
Сформированы элементарные грамматические формы (множественное число имен существительных, уменьшительный суффикс имен существительных, множественное число глаголов).
Фразовая речь:
Аграмматична и структурно нарушена, состоит их 2-3 слов. Пр., Тата тити а тати (Таня хочет кататься на санках).
Связная речь:
Отсутствует , не сформирована.
Звукопроизношение:
Появляются в речи свистящие звуки, нижнего подъема. Замена ц, ч на ть, сь. Соноры заменяются на й. В речи появляются излишние смягчения.
Фонематический процесс:
Речевой слух сформирован, но при этом недостаточно сформирован фонематический слух, затрудняется повторить серию слогов близких по акустическому признаку.
Понимание обращенной речи:
Улучшается. Дети ориентированы в понимании значения, им понятны слова общепринятые.
III уровень ОНР
Словарный запас:
В речи появляются местоимения, наречия, числительные, но их не много и они не дифференцируются. Отсутствуют антонимы, синонимы, многозначные слова. Предметный словарь состоит из 5-6 слов ( в норме 10-12 слов).
Слоговая структура слов:
Нарушена. 4, 5-сложные слова усекаются до 2, 3-сложных. В словах со стечением согласных нарушена звуконаполняемость (водопроводчик – аотчик).
Грамматический строй:
Недостаточно сформированы падежные формы имен существительных. Не используются из-за, из-под заменяются на просто из, под. Не согласуются части речи в словосочетаниях.
Фразовая речь
Состоит из 3-4 слов. Кто, что делает, где. Сложные предложения дробятся на простые. В речи отсутствуют союзы и союзные слова.
Связная речь:
Не сформирована. Дети затрудняются составить пересказ готового рассказа по разным видам наглядности.
Звукопроизношение
Нарушаются свистящие, шипящие, соноры заменяются на звуки более простые или смешиваются между собой.
Фонематический процесс:
Не сформирован, фонематические восприятия нарушены.
Понимание обращенной речи:
Понимает речь взрослого, понимание незнакомых или мало употребляемых слов. Незнакомые слова пытаются соотнести с знакомыми частями речи.
IV уровень ОНР
Словарный запас:
Приближается к возрастной норме, отсутствуют некоторые обобщения. Ребенок не часто употребляет в речи сравнительные слова и обороты.
Слоговая структура слов:
Не нарушена. Может воспроизводить количество слогов в слове, но часто нарушается звуконаполняемость внутри слога.
Грамматический строй:
Недостаточно сформировано: Р.п., мн.ч., имен существительных; незакончено формирование употребляемых числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Фразовая речь:
Сформирована. Полная фраза 4-5 слов, в речи используются однородные члены предложения.
Связная речь:
Сформирована на уровне пересказа, но затрудняется в самостоятельности рассказывания. Трудности планирования речи.
Звукопроизношение:
Соответствует возрасту, но может быть нарушено ц ,ч ,р, р’. Изолированно могут произносить правильно, но в потоке речи могут изменяться.
Фонематический процесс:
Нарушается дифференциация фонем по акустическому признаку. Не различают на слух с-ш, л-р-й, п-б, т-д, к-г, п-п’, к-к’.
Понимание обращенной речи:
Сформировано. Любые речевые высказывания, метафоры, иносказательные значения, пословицы, поговорки понимают.
логопед рекомендует