Наряду с речевыми и когнитивными нарушениями у пациентов, перенесших инсульт, нередко развиваются различного рода психоэмоциональные расстройства.Пальма первенства принадлежит депрессии, тревожности, астении, апатии, аспонтанности, негативизму.

Постинсультные психоэмоциональные расстройства вызывают снижение эффективности лечения и реабилитационных мероприятий, отдаляя перспективу возвратиться в естественную социальную среду. Развитие нарушений психической сферы угнетающе действует на больных и их опекунов, значительно снижает их качество жизни.

Психоэмоциональные расстройства как последствия инсульта

Человек, имеющий тяжелые последствия болезни или травмы головного мозга (паралич руки или ноги, нарушения речи и др.), часто бывает подавлен, угнетен или испуган. Особенно тяжело переносится им возвращение из больницы домой. В больнице были врачи, беседы с ними и с товарищами по несчастью, процедуры, занятия. Жизнь текла по определенному режиму, и после его нарушения больной может почувствовать себя даже в кругу семьи особенно одиноко и беспомощно. Реакция разных людей на кризисную ситуацию неодинакова, но есть и общие ее проявления. В первое время после несчастья человеку свойственно отказываться верить в жестокую действительность и испытывать надежду на скорое чудо. Такое отрицание случившегося затем нередко сменяется обидой на судьбу или окружающих. Почему именно я? — этот вопрос может не давать покоя больному долгое время. Часто раздражение его направлено на медперсонал, на общество в целом, на тех, кто мог бы оказаться на его месте, либо даже на самого себя. Такая эмоциональная реакция вполне естественна для определенных стадий болезни, но если она затягивается, то начинает мешать восстановлению нарушенных функций и/или приспособлению к болезни. В таких случаях особенно важна поддержка родственников, а если ее недостаточно- то и помощь психолога или психотерапевта. Больному важно помочь осознать и принять свое положение, предоставив ему объективную информацию о заболевании, его последствиях и перспективах восстановления нарушенных функций. Эти знания позволяют лучше решить вопрос, как приспособиться к болезни. Не всегда надо рассказывать больному все негативные детали о его состоянии, чтобы защитить его от ненужных переживаний. Но все же больной имеет право знать настолько много о своем положении, насколько это возможно, и только достаточно полная объективная информация поможет ему принять рациональные решения, как жить дальше. Одновременно важно помочь больному научиться жить, не подавляя и не скрывая своих переживаний, но и не выставляя их на показ. Если больному хочется плакать, посоветуйте ему плакать, не стыдясь своих слез. Это снимет часть его напряжения и даст возможность затем перейти к новому периоду его жизни, сосредоточиться на решении новых задач и начать работать над восстановлением нарушенных функций. Важно напомнить больному, что он остается таким же единственным и неповторимым человеком, каким был до болезни или травмы, хотя некоторые части тела и перестали его слушаться его столь же хорошо, как и раньше. Но все то, что составляло его Я, он сохранил: свою личность, вкусы, симпатии и антипатии, свои надежды и тревоги, даже свое чувство юмора. Осознать новую ситуацию и принять себя в ней — это значит сделать первый шаг на пути к восстановлению своих возможностей.