Локальное нарушение мозгового кровообращения в передних отделах коры головного мозга (в премоторной коре) приводит к эфферентно-моторной афазии.
Эта область головного мозга относится ко вторичным полям третьего функционального блока и ответственна за кинетическую мелодию речевого высказывания. В связи с этим первичным нарушением при эфферентно-моторной афазии выступают трудности переключения от одного артикуляционного акта к другому; нарушается кинетическая моторная программа. В большинстве случаев больным доступно воспроизведение автоматизированных рядов и устойчивых речевых конструкций, в которых предыдущее звено ассоциативно предопределяет последующее.
План восстановления речи при эфферентно-моторной афазии.
Подготовка к преодолению трудностей переключения
Предлагаем следующие виды заданий.
1. Дописывать в слова пропущенные слоги («но», «ло», «би»):
автобусная оста….вка
деловое пред….жение
процедурный ка….нет
2. Составлять слова из отдельных букв с возможностью опоры на
первый слог:
п, о, ш, д, у, к, а
п, о, н, и, д, е, л, е, ь, к, н
с, о, б, к, а, а
к, н, и, а, к, ж
х, о, д, и, л, о, л, н, к, и, ь
с, у, ч, м, о, к, а
Преодоление трудностей переключения
Рекомендуем следующие типы заданий.
1. Дописывать устойчивые словосочетания:
точное _______
минеральная_______
легковая_______
продовольственный ________
выходной________
2. Составлять слова из слогов:
по (лок, то); но (сти, во); ка (даш, ран)
тет (ка, рад); по (дор, ми); та (чки, по)
3. Формулировать ответы на письменные вопросы:
Какой сегодня день недели?
Сколько человек лежит с Вами в одной палате?
Какие Вам сегодня делали процедуры?
4. Составлять слова из букв:
п, т, о, л, а, к; л, о, ж, а, к; ч, ш, а, к, а
5. Подбирать синонимы/антонимы к словам:
каждый; смелый; молодой
друг; крик; правда
легко; быстро; скучно
бросать; надевать; защищать
6. Дописывать пропущенные буквы к словам:
по..олок; до..ога; те..ефон
7. Формулировать ответы на устные ситуативные вопросы:
К Вам сегодня приходил врач? Как зовут вашего лечащего врача?
Сколько человек лежит с Вами в одной палате?
Как зовут Ваших соседей?
Вы сегодня завтракали? Что Вам давали на завтрак?
8. Составлять рассказ на заданную тему.
Самое трудное для больного с эфферентно-моторной афазией –переключение от одного артикуляционного акта к другому. Как только ему станет доступна плавная устная речь и письмо без ошибок
застревания, речь будет восстановлена, так как будет преодолена центральная проблема.
По материалам работ
М.М. Щербаковой, логопеда высшей категории ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского»
С.В. Котова, д-р мед. наук, профессора, заведующего кафедрой неврологии факультета усовершенствования врачей, руководителя отделения неврологии ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского»