Сенсомоторная афазия – распад речевого мышления, проявляющийся как нарушением понимания обращенной к больному речи, так и дефектами собственной. В картине данного синдрома доминирующее значение имеет какой-либо один компонент: моторный (нарушение экспрессивной речи) или сенсорный (нарушение импрессивной речи). Однако на первоначальных этапах восстановления рекомендуется работать над обеими сторонами речевого мышления.
План восстановления сенсомоторной афазии грубой степени тяжести.
Затормаживание обильной непродуктивной речи и привлечение слухового внимания
1. Выполнять речевые инструкции.
Озвучиваем больному простейшие речевые инструкции. Они
должны выполняться больным самостоятельно. Если у него возникают затруднения, мы выполняем эти инструкции за него (предъявляем
ему образец), после чего помогаем выполнить инструкцию самостоятельно:
а) простейшие речевые инструкции:
– закройте глаза – откройте глаза;
– откройте рот – закройте рот;
– поднимите руку вверх – опустите руку;
– сожмите руку в кулак/расслабьте руку и т.п.;
б) ситуативные инструкции, связанные с бытовыми действиями:
– накройтесь одеялом;
– поправьте подушку;
– вытритесь полотенцем;
– возьми чашку/ложку/тарелку и т.п.
2. Прикладывать подписи к сюжетным картинкам.
Показываем больному пару сюжетных картинок, озвучиваем их.
Берем подпись к одной из картинок, озвучиваем ее и просим показать на соответствующую картинку.
3. Прикладывать подписи к предметным картинкам
Задание 1. «Покажите, где здесь…» (логопед называет какую-либо картинку, а больной ее находит и показывает).
Задание 2. «Подпишите картинки…» (специалист предлагает больному карточки со словами-подписями, а больной выбирает из них одну и подкладывает к картинке) .
4. Отвечать на ситуативные вопросы. Задача – активизация внимания больного на обращенную к нему речь и формирование связи слова с предметом, действием:
– Голова болит? (да? (киваем); нет? (качаем головой); дотрагиваемся до его головы);
– Живот болит? (да? (киваем); нет? (качаем головой); дотрагиваемся до его живота);
– Спать хотите? (да? (киваем); нет? (качаем головой); показываем пальцем на постель);
– Пить хотите? (да? (киваем); нет? (качаем головой); даем ему стакан с водой);
– Есть хотите? (да? (киваем); нет? (качаем головой); предлагаем ему что-нибудь съедобное).
Привлечение слухового внимания и растормаживание речи
Предлагаем следующие виды заданий.
1. Воспроизводить автоматизированные ряды.
Зачитываем автоматизированные ряды. При этом следим за темпом и ритмом (желательно отстукивать ритм рукой). Цель – спровоцировать больного на непроизвольное целостное проговаривание
слов.
1 один понедельник
2 два вторник
3 три среда
4 четыре четверг
5 пять пятница
6 шесть суббота
7 семь воскресенье
8 восемь
9 девять
10 десять
2. Воспроизводить стойкие речевые ряды.
Усложняем материал, направленный на растормаживание продуктивной речи. Предлагаем больному договаривать устойчивые речевые конструкции, а именно:
а) пословицы:
Делу время, а потехе…………………..
Не имей сто рублей, а имей сто…………….
Без труда не вытащишь и рыбку………………..
б) фразы с ожидаемыми словами, типа:
Идет футбольный…
К дому подъехала легковая…
Выпил минеральной…
Пошел проливной…
в) устойчивые выражения, или словосочетания со вторым компонентом, прогнозируемым с большой степенью вероятности:
носовой…
сливочное….
махровое…
верный….
лечащий…
выходной…
3. Сопряженно проговаривать свой домашний адрес, телефон, Ф.И.О.
Первоначально больные не способны понимать обращенную к ним речь и говорить. В результате проведения курса логопедических занятий по вышеобозначенной схеме у больного с сенсомоторной афазией должен регрессировать сопутствующий компонент (сенсорный или моторный) и определиться первичный речевой дефект.
Картина речевых нарушений станет более четкой, а сами нарушения
будут доступны для коррекции.
По материалам работ
М.М. Щербаковой, логопеда высшей категории ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского»
С.В. Котова, д-р мед. наук, профессора, заведующего кафедрой неврологии факультета усовершенствования врачей, руководителя отделения неврологии ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского»